Приводить творчество рок-группы к общему знаменателю – дело неблагодарное. В общем-то, визит коллектива под названием «План Ломоносова» на Кубань в очередной раз подтвердил данный тезис. Столичная банда продемонстрировала, что способна выдающимся образом дистанцироваться от шаблонов. Сценическое амплуа Александра Ильина-младшего и его команды не ограничивалось разухабистым «саундом» в привычной стилевой обёртке. Тяга к индивидуальности была очевидной и проникала сквозь ритмичный гул «дисторшна». С ехидством опытного мастера обаятельный фронтмен бросил в дебюте с подиума краснодарского «The Rock Bar» «Москва – Питер – одна суть», а затем намекнул на вечные трудности планеты («Калинов Гр.Об»), дополнив зачин ироничной пьесой «Газета», и тем самым подтвердил широкий спектр своих возможностей уже на старте выступления.
– Ребята, можно ли сказать, что задача выделяться из общей массы коллег является для публичного человека приоритетной?
Александр Ильин (вокал): Вовсе нет. Главное, что́ ты несёшь человечеству. А как ты это делаешь – отличаясь от окружающих или им подражая – не имеет никакого значения. Тут исключительно вопрос амбиций. Кому-то важно нестись впереди паровоза, а кого-то устраивает вагон-ресторан.
Денис Хромых (гитара): Творческие люди – когда существуют по одиночке – обычно выделяются из толпы, а все вместе могут с ней слиться. Очень часто бывает, что в воздухе витает какая-то общая мысль, и артист начинает к ней стремиться. Как, скажем, к рок-музыке.
Шоу местами напоминало театральную постановку. Не в смысле каких-то заготовок, а в плане природного артистизма московских гостей. Композиции превращались в лёгкую антрепризу, а в головах зрителей невольно возникал сюжет. Порой он был красочным, а иногда с деликатной грустинкой (например, как в повествовании «Памяти рок-н-ролла»). В рассказе под вывеской «Бегом» лирический герой представал в образе завзятого авантюриста с признаками необоснованной агрессии, а яростный крик «меня задолбали попсой» выводил на всеобщее обозрение персонажа, отвергающего низкопробный ширпотреб.
– Откровенно говоря, ваши песни у меня вызывают ассоциации со сценарием к художественному фильму. Насколько оправданны подобные аналогии?
Александр Ильин: В какой-то степени есть сходство с короткометражкой. Действительно, имеет место такая тенденция: у группы «План Ломоносова» нет песен ни о чём – из серии «хорошая погода», «я помылся», «он побрился». Сюжет в наших композициях, безусловно, присутствует.
Андрей Шморгун (бас-гитара): Соглашусь. В общем-то, у нас есть подтверждение упомянутой тенденции. В некоторых клипах мы используем определённые образы, но вектор прослеживается.
Следует отметить, что на подмостках преобладала бескомпромиссная атмосфера драйва. Гитарные струны рвались, а усилители вырубались от неудержимой мощи панковской энергетики. Жанровые параллели прорывались далеко за границы музыкального процесса. «Марш муравьёв» или «Океан тебя» наполнялись богатым содержанием, где литературный элемент ничуть не уступал мелодическим экспериментам. В такой ситуации наблюдатели вынуждены были «нацепить» на ребят положительный ярлык «поэтического PND».
– Давайте поговорим о неизбежных штампах. Например, Петра Мамонова преследует амплуа древнерусского юродивого. Мне приходилось слышать оценки меломанов, которые находили в творчестве «Плана Ломоносова» черты, схожие с шедеврами Салтыкова-Щедрина. Как вы относитесь к такому сравнению?
Александр Ильин: Есть люди, которые пытаются нас с кем-то сравнить. Существуют и те, кто этим вообще не занимается. Мы же не можем запретить музыкальные аналогии. Это абсолютно нормальное явление. Каждый по-своему воспринимает исполнителей и их творчество. Ну, честно говоря, сравнение с Салтыковым-Щедриным – очень прикольное.
Андрей Шморгун: Если кого-то с кем-то сравнивают – значит, на то есть основания. Иногда рок-группы сознательно предпринимают такие шаги. Коллектив берёт за основу какой-нибудь западный ансамбль и начинает сочинять что-то похожее. К нам подобное вряд ли применимо. Если мы делаем такие вещи, то крайне редко. Радует, что нас ассоциируют не с одной и той же грядкой. У нас несколько иная модель, и сравнения, соответственно, другие. Не с «Blink 182» или «Green Day», а с чем-то русским, что ближе нашим людям. Вероятно, изначально у нас и был такой посыл.
Парни приготовили публике и солидную дозу юмора. Сатирические этюды главенствовали в минувшее воскресенье. Весёлый кавер на реликвию от ВИА «Громыка» («Шаляпин») и, допустим, шаманская мантра с заклинанием «Бей котов» развивали тему безудержного веселья. Правда, кульминация основной программы случилась под весьма серьёзным лозунгом («Мосты»). Тем не менее выход на бис вернул аудитории «должок» в виде призыва «Выкини телек на…» Нужно признать символичность опуса…
– Существует мнение, что песня «Мосты» не слишком типична для репертуара «ПЛ». Она выделяется своей серьёзностью. Или тут мы не углядели трагикомичный аспект со смехом сквозь слёзы?
Александр Ильин: У меня есть ощущение, что здесь за основу взята классическая тема из цикла общечеловеческих отношений. Она поднималась не раз и не два и возникнет ещё неоднократно. В принципе, у нас везде есть элементы юмора. Нам удаётся находить яркие краски в самые неожиданные моменты. Соль песни «Мосты» – не в шутке или в веселье, а в её многогранности. Вроде слова отнюдь не новы, но через них можно посмотреть на абсолютно разную проблематику – от бытовой до плюс бесконечности.
Андрей Шморгун: Юмор – это инструмент. У нас не преобладает цель сочинять шуточные или серьёзные произведения. Хочу напомнить про комментарии, которые писали под видео в нашем паблике: «Ага, про Крымский мост…» (непонимающе разводит руками).
Денис Хромых: Недавно к нам приезжали наши друзья – музыканты из Нью-Йорка. Мы с ними выпивали, отдыхали и разговаривали на тему, что мол, «надо попытаться друг друга понять, перекинуть друг к другу мосты». Без политики и всей этой ерунды.
Беседовал Дмитрий Шутов
Фото с официальной страницы группы «План Ломоносова» в ВК
Видео с официального канала группы «План Ломоносова» на YouTube
Александр Ильин Андрей Шморгун Денис Хромых Дмитрий Шутов интервью музыка План Ломоносова
Last modified: 07.12.2019