Александр Котт: «Короткометражное кино для меня как стихотворение»

Интервью, Кино

Александр Котт и Алексей Двоеглазов / Все фото: Игорь Вебер

30 марта режиссёр Александр Котт провёл в Краснодаре мастер-класс для профессионалов и любителей кинематографа, организованный «Краснодарской школой кино». Говорили о дебюте в короткометражном кино. Модератором события стал член художественного совета Школы, кинообозреватель Алексей Двоеглазов. Журнал «Городская афиша» выступил информационным партнёром мероприятия.

Напомним, что Александр Котт – российский кинорежиссёр, сценарист, преподаватель ВГИКа. Брат-близнец кинорежиссёра Владимира Котта. Автор фильмов и сериалов «Брестская крепость», «Ёлки», «Спитак», «Подсадной», «Охотники за бриллиантами», «Обратная сторона Луны» и многих других.

На мастер-классе Александр пытался научить участников мыслить кинематографически и делал это настолько профессионально и непринуждённо, что даже простые зрители вовлеклись в процесс и смогли придумать под руководством режиссёра эпизод фильма.

Во второй части программы слушатели задавали вопросы – самые разные, от общих до специфических. Когда Александра спросили, какие фильмы стоит смотреть, чтобы понимать кино, он предложил всем достать блокноты и записать картины, на которых следует учиться. В список вошли «Три цвета» (вся трилогия) Кшиштофа Кесьлёвского, «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри, «Мертвец» Джима Джармуша, «Деликатесы» Марка Каро и Жан-Пьера Жёне, «Таксист» Мартина Скорсезе, «Охотник на оленей» Майкла Чимино, «Иллюзионист» и «Стрелочник» Йоса Стеллинга, «Начало» и «Тема» Глеба Панфилова, «Живые и мёртвые» Александра Столпера, «Барабаниада» Сергея Овчарова, «Монолог» Ильи Авербаха и, чтобы «просто кайфануть», «Звёздный десант» Пола Верховена.

На вопрос о том, есть ли будущее у регионального кино, режиссёр ответил, что всё в наших руках и нам самим необходимо создавать тренды в этом направлении, как это произошло с якутским кинематографом, который в настоящее время заявил о себе во всём мире, выигрывая призы на международных кинофестивалях. Полную видеоверсию мастер-класса Александра Котта в Краснодаре смотрите по этой ссылке на нашем сайте.

После мастер-класса Алексей Двоеглазов взял интервью у Александра Котта.

ПРОБОВАТЬ И ОШИБАТЬСЯ

– Александр, спасибо за мастер-класс, который вовлёк в процесс даже людей, далёких от кинопроизводства. А какое впечатление о сегодняшней встрече с аудиторией, да и о Краснодаре в целом, сложилось у вас?

– Спасибо, что позвали! Получилось достаточно живое общение. Ведь иногда бывает всё такое деревянно-мёртвое… А здесь было интересно – и мне, и ребятам. Думаю, диалог получился. Про Краснодар я ничего сказать не могу, потому что не успел ничего увидеть. Но успел порадоваться солнцу, вкусной еде и приятным людям.

– Что вы можете пожелать «Краснодарской школе кино», активная деятельность которой началась с вашего мастер-класса?

– Знаете, есть такое понятие – коллаборация, это когда люди с разными интересами объединяются, и в результате рождается нечто новое. Хочется, чтобы у вашей киношколы было будущее, не было боязни снимать кино и чтобы не просто говорили, а брали и делали, а потом уже обсуждали. Потому что очень важно пробовать и ошибаться.

ПОСТАПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ

– На «Кинопоиске» есть рецензия на ваш фильм «Ковчег», которая называется «Антилевиафан». Автор рецензии сравнивает два библейских образа. Вы сами могли бы так противопоставить свой фильм картине Звягинцева?

– Нет, это вообще другое кино, и у него другой зритель. Это всё равно что сравнивать баскетбол и волейбол, поэтому я не согласен… Важно отметить, что в этом фильме снялась Вера Глаголева, и это была её последняя роль. Вера Витальевна нас всех очень сильно вдохновляла во время работы над картиной.

– Несколько ваших картин посвящены, скажем так, апокалипсису и тому, что за ним следует. «Спитак» – о землетрясении в Армении, новелла в альманахе «День до», речь в котором идёт о том, что вотвот наступит конец света, и «Испытание» – о ядерных испытаниях в Семипалатинске. Не хотели бы вы снять жанровый фантастический фильм на постапокалиптическую тему?

– Почему нет? Фантастику такого рода я ещё не снимал. Мне интересно делать то, что я никогда не делал. Вы знаете, я не тот режиссёр, который всю жизнь снимает один длинный фильм, мне интересно побывать на разных территориях.

ПИРАТСТВО И ПОЭЗИЯ

– Вопрос о пиратстве. Готовясь к интервью, я обнаружил, что большинство ваших фильмов находятся в свободном доступе на неофициальных youtube-каналах. Почему вы не противодействуете этому?

– Для этого есть продюсеры, а я хочу, чтобы моё кино смотрели. Потом, смешно сказать: я против пиратства, но я пират. Если быть более точным, раньше я потреблял таким образом контент, но сейчас появилось много онлайн-платформ с лицензионными фильмами, например Ivi.

– Одна из заявленных тем мастер-класса звучала следующим образом: «Короткометражное кино как жанр». Почему, по вашему мнению, короткометражное кино – это жанр, наряду, скажем, с комедией или мелодрамой?

– Это отдельный жанр кино лично для меня. Потому что это не роман, не повесть, не рассказ, а стихотворение. То есть короткометражное кино – это стихотворение!

РЕЦЕПТ КОРОТКОМЕТРАЖКИ

– Давайте вспомним вашу безмолвную короткометражную трилогию «Пугало» – «Великан» – «Рыба». Эти фильмы объединяет то, что персонажи в них не говорят, они про одиночество и… в кадре обязательно появляется карта мира…

– Заметили! Мы изначально задумывали эти фильмы как трилогию. События в них могли происходить и там, и там, и там… Это кино вне времени и пространства. Это кино вообще! Мы придумывали стихии: горы, замёрзшая вода… пока не было моря, но оно в планах, поэтому может получиться ещё один фильм.

– Скажите, а каково снимать короткометражное кино после полного метра и сериалов? Там ведь совсем иной ритм.

– На кроткометражках отдыхаешь и получаешь удовольствие. Это кино, которое делаешь для себя с друзьями. Делаешь где хочешь и когда хочешь. И при этом никому ничего не должен. Это ощущение настоящего творчества – сотворчества!

– Юрий Быков в одном из интервью сказал, что для творчества достаточно фотоаппарата и ноутбука. Какой инструментарий необходим для молодого режиссёра?

– Юра всё правильно сказал, но ещё нужен сценарий. Наличие фотоаппарата и ноутбука не гарантирует, что кино будет ярким, запоминающимся, что оно вообще будет кому-то нужно. А из инструментария… может быть, ещё штатив. Но реально важна история – соревнуется не техника, соревнуются идеи. Сейчас кризис идей, мало нового, взрывоопасного, того, что выносит мозг. Поверьте, если у вас отличная история, которая ни на что не похожа, то продюсеры выстроятся к вам в очередь.

САКРАЛЬНОСТЬ И ПЛАНЫ

– Кинематограф потерял сакральность. При современной доступности технологий снимать может каждый. Все шедевры мирового кинематографа можно пересмотреть не выходя из дома. Несмотря на эту доступность, я считаю, что количество гениальных людей ограничено. Подтвердите или опровергните это утверждение.

– Это так. Раньше режиссура была элитной профессией, а сейчас она доступна всем. Но это не значит, что человек, взявший камеру в руки, сразу снимет кино. Поэтому я считаю, что образование необходимо. Даже если человек – самородок, профессиональные знания – это азбука. Однако я радуюсь, когда на «Кинотавре» половина участников, приехавших со своими короткометражками, – без образования. Это же круто, это значит, что есть движение! Например, Роман Каримов, не имеющий классического кинематографического образования, после первого своего фильма овладел профессией.

– Над чем вы сейчас работаете и что планируете на ближайшее будущее?

– Летом я буду снимать в Петербурге телевизионный фильм под названием «Седьмая симфония». Он про блокадный Ленинград и симфонию Шостаковича, которая была исполнена оркестром вопреки обстоятельствам.

Беседовал Алексей Двоеглазов, кинообозреватель

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 5, май, 2019 г.).

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 15.05.2019