Говорить о кризисе панк-рока не вполне корректно, особенно если речь идёт о таком «ветеране» жанра, как группа «Бригадный подряд», начавшая свой творческий путь в далёком 1985-м и не испытывающая сегодня даже намёка на «пенсионные настроения». Юношескому задору коллектива можно только позавидовать. В минувшие выходные «БП» оказался в столице Кубани и порадовал публику концертом в рамках юбилейного тура. Краснодарское шоу, дополненное необходимой дозой символизма, всё-таки было лишено «стариковского пафоса» и стартовало с новой композиции (очертания потенциального хита видны невооруженным взглядом).
– Анатолий, можно ли говорить, что панк-рок перестал быть делом молодых?
– Вероятно, изначально он действительно был вотчиной молодёжи. Просто те, кто придумал панк-рок, состарились вместе с публикой. Тем не менее в нынешнюю пору достаточно ансамблей, представляющих «старую школу». Аудитория у них, напротив, весьма юная. Если говорить о преемственности, то на территории РФ она практически полностью отсутствует. Во всяком случае, что касается рока. Тут у нас катастрофические пробелы. Словно полвека просто вычеркнуты из истории. В США, допустим, рок-культура впитывается с молоком матери. Даже в Германии, несмотря на период правление Гитлера, основу не удалось уничтожить. Из-за того, что тоталитарный режим просуществовал не слишком долго, там остались люди, умеющие держать в руках гитары. К тому же расцвет рок-н-ролла начался уже после кончины Адольфа Гитлера.
Естественно, «бригада» радовала не только «свежеиспечёнными» произведениями. С подиума доносились сочинения из разных эпох. Традиционный «разгон» с ироничного этюда «Добро пожаловать на борт» пересекался с эпосами из «социалистического прошлого» (выделим знаменитый шлягер «Кировский завод»). Между треками периодически возникали заставки а-ля передача «Намедни», предлагающие аудитории проникнуться биографией любимых артистов. Сочетание мощных гитар и типично русской лирики вызывало неподдельный восторг. Да и в целом корневое искусство нашего народа никак не конфликтовало с гулом дисторшна.
– Группу «Бригадный подряд» всегда отличало умение совмещать достижения западной музыки и пресловутую российскую «народность»… Долгое время существовал стереотип, что музыкальные традиции нашего отечества не могут гармонично сочетаться с иноземными рок-н-ролльными мотивами? Как вы полагаете, сейчас он разрушается?
– К счастью, разрушается. Говорю «к счастью», поскольку считаю, что нужно делать то, что правильно. В том плане, что если у нас играют хорошо на народных инструментах, то вроде здесь есть своя музыка. Но рок придумали явно не в России. Так что необходимо смотреть на запад. Самобытность наша, к сожалению, заключается в том, что у нас исполняют не рок, а «тяжёлый шансон». Данная тенденция мне категорически не нравится.
Вообще, картина выглядела крайне насыщенной. Чёрный юмор из пьесы «Жесть» никак не мешал залу кричать в унисон под трогательные строки «Читы 1825» или сопереживать генералам, потерявшим «золотые погоны». А рассказ «Неудачники» своим трагизмом напоминал театральный этюд. Не доставало разве что тёмных мантий и демонического хохота за кадром. Как водится, стилевой окрас не отличался ни скудностью форм, ни примитивностью посыла.
– Музыку всё сложнее подогнать под общий знаменатель. Богатство форм и обилие технологических решений позволяют артисту добавлять множество необычных элементов в свой репертуар. Стоит ли утверждать, что в этом и прелесть рока?
– С одной стороны, огромное количество рок-коллективов выступало с симфоническими оркестрами. Правда, хип-хоп-артисты не раз делали то же самое. Мне кажется, что это хорошо. Вообще, я против войны между стилями. Мы все занимаемся одним делом. Скажем, группа «Бригадный подряд» никогда не боролась за чистоту жанров. Лично я не против внедрения клавиш, духовых и других инструментов.
Впрочем, на площадке чувствовалось главенство «перегруза». И «боевики» и «балладный элемент» насыщался ритмичным задором. «Такая сладкая жизнь» завела толпу ничуть не меньше бессмертного «Идиота» и забойного бестселлера «Мы идем грабить банк». Кульминация под громогласное эхо от «Ивана Факова» подвело черту под двухчасовой монополией драйва.
– Считается, что искусство способно объединять. В настоящий момент музыка не ограничивается только мелодическим аспектом. Она притягивает вещи, лишь косвенно связанные непосредственно с творчеством. Как вы относитесь к данной тенденции?
– Честно говоря, если что-то объединяет людей – я только «за». Главное, чтобы никто никому не бил физиономию. А то уже появились и фашиствующие феминистки, и фашиствующие господа из ЛГБТ. Кто-то вообще хочет приватизировать те или иные творческие процессы и создать собственную субкультуру. Что касается панков, то их основная задача – не выпячивать грудь и не строить из себя истинного адепта pnd. Если жить честно, то ты таковым останешься без криков и лозунгов.
Дмитрий Шутов
Фото с официальной страницы группы «Бригадный подряд» в ВК
Видео с официального канала группы «Бригадный подряд» на YouTube
Анатолий Скляренко Группа Бригадный подряд Дмитрий Шутов интервью музыка
Last modified: 14.02.2020