Денис Ивенский. Диалоги о «Чайковском»

Денис Ивенский (в центре) / Фото: КМТО «Премьера»

Новый сезон в Муниципальном концертном зале КМТО «Премьера» главный дирижёр Кубанского симфонического оркестра заслуженный деятель искусств Кубани Денис Ивенский открывает премьерой цикла вечерних концертов «Чайковский», посвящённого грядущему 180-летию со дня рождения великого композитора. «Городская афиша» поговорила с маэстро о гении Петра Ильича, после музыки которого может звучать только тишина.

 

АНТОЛОГИЯ В ШЕСТИ КОНЦЕРТАХ

– Денис Валерьевич, Чайковский входит в число ваших любимых композиторов? Не отказались бы от встречи с ним?

– Он – один из самых любимых, это точно. Как и Моцарт. Наверное, гений Петра Ильича заключается в том, что невероятный мелодизм его музыки понятен не только русским, но и китайцам, и немцам, и французам, и американцам, и всем остальным нациям. Вероятно, поэтому Чайковский – один из самых исполняемых композиторов в мире и, естественно, один из самых исполняемых в России, наряду с Мусоргским, Глинкой, Рахманиновым, Прокофьевым, Шостаковичем.

Не знаю, о чём бы я поговорил с Петром Ильичём. Возможно, просто слушал бы его речь. Возможно, спросил бы, случайно ли в тот роковой октябрьский день 1893-го он зашёл в ресторан Лернера в Петербурге и попросил стакан сырой воды. А возможно, что-то пришло бы в голову относительно его партитур, ведь каждому дирижёру интересно, почему «вот в этом месте так, а не иначе». Ты и сам через несколько лет и исполнений понимаешь почему, а иногда не понимаешь – просто чувствуешь, как играть это место.

Денис Ивенский окончил Ростовскую государственную консерваторию им. С. В. Рахманинова (класс народного артиста России профессора В. Понькина). С 2008 года Денис Валерьевич – дирижёр Кубанского симфонического оркестра Творческого объединения «Премьера». С 2016 года – главный дирижёр Кубанского симфонического оркестра.

– В репертуаре оркестра всегда было много симфонической и балетной музыки Чайковского. Будут ли в новом цикле первые исполнения?

– За двадцать семь лет своего существования Кубанский симфонический оркестр сыграл все симфонии Чайковского, и не один раз… Включая симфонию «Манфред», которая не вошла в новый цикл, хотя для меня это целая поэма – великая и очень сложная. «Манфреда» я играл на госэкзамене в консерватории – может, потому что я был молод и мне было море по колено, но сейчас я осторожничаю с этой музыкой.

Зато в цикле «Чайковский» прозвучит Третий концерт для фортепиано с оркестром, который очень редко исполняется, и ещё более редко исполняемая Концертная фантазия для фортепиано с оркестром. Не понимаю, почему эта великая и очень красивая музыка так мало звучит. Когда ты открываешь партитуру, сразу понимаешь, что перед тобой гениальное творение. Наверное, отчасти дело в том, что публике хочется слушать произведения, которые узнаваемы: допустим, Первый фортепианный концерт или Концерт для скрипки.

Фото: КМТО «Премьера»

– «Чайковский» выстроен на хронологии рождения музыки: в первых отделениях — концерты для солирующих инструментов с оркестром, во вторых — симфонии в порядке их сочинения композитором. Почему?

– Мне показалось это интересным – проследить целую жизнь в шести программах, создать своеобразную антологию музыки Петра Ильича. Взять ту же Шестую симфонию, что прозвучит в концерте «Год 1893-й». Некоторые музыковеды считают, что ею Чайковский подводил итоги и предвидел свою смерть. Другие великие умы говорят, что после «Патетической» с её четырёхчастным циклом – от рождения до трагического финала (после которого, как мне кажется, может звучать только тишина) – должно было быть написано что-то ещё. Не знаю, легенда это или нет, но говорят, что как-то после исполнения Евгением Светлановым Шестой симфонии публика разошлась в тишине, аплодисменты были неуместны.

 

ПАРТИТУРА КАК ЭКЗАМЕН НА ЗРЕЛОСТЬ

– Кто из наших современников-дирижёров, если использовать терминологию худрука Кубанского симфонического оркестра Владимира Понькина, лучший «читальщик» партитур Чайковского?

– Светланов для меня – стопроцентный эталон исполнения музыки Чайковского. Он находил в партитурах такие моменты, мимо которых большинство дирижёров проходят. Темой моего диплома в консерватории был сравнительный анализ симфонии «Манфред» на примере двух дирижёров – Евгения Светланова и не менее гениального Бернарда Хайтинка, который тогда руководил Королевским оркестром Консертгебау. И, конечно, я делал выбор в пользу Светланова: да, голландский оркестр играл бесподобно, но всё-таки чего-то не хватало…

Мне очень нравится, как чувствует музыку Чайковского пианист Михаил Плетнёв: «Времена года» или «Детский альбом» – это нечто потрясающее, ты просто упиваешься каждой нотой, заслушиваешься! Есть и другие выдающиеся дирижёры, которые, на мой взгляд, действительно открывали новые грани музыки Чайковского: Геннадий Рождественский, Владимир Понькин, Владимир Федосеев.

Когда слушаем «Чайковского»?
В цикл вечерних концертов Кубанского симфонического оркестра и дирижёра Дениса Ивенского «Чайковский» в Муниципальном концертном зале (ул. Красная, 122) вошли программы:
«Период 1866–1875 годов» (13 сентября, 19.00): Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, солист — Константин Емельянов (фортепиано, Москва) и Симфония № 1 «Зимние грёзы»;
«Период 1872–1877 годов» (11 октября, 19.00): Вариация на тему рококо для виолончели с оркестром, солист – Рустам Комачков (виолончель, Москва) и Симфония № 2 «Малороссийская»;
«Период 1875–1877 годов» (15 ноября, 19.00): Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор, солист – Александр Тростянский (скрипка, Москва) и Симфония № 3;
«Период 1877–1880 годов» (21 февраля, 19.00): Концерт для фортепиано с оркестром № 2, солист – Александр Яковлев (фортепиано, Санкт-Петербург) и Симфония № 4;
«Период 1884–1888 годов» (13 марта, 19.00): Концертная фантазия для фортепиано с оркестром соль мажор, солистка – Софья Бугаян (фортепиано, Ростов-на-Дону) и Симфония № 5.
«Год 1893-й» (17 апреля, 19.00): Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ми-бемоль мажор, солист – Алексей Редько (фортепиано, Москва) и Симфония № 6 «Патетическая».

– Правда ли, что для дирижёра музыка Петра Ильича – своеобразный экзамен на зрелость и мастерство?

– Скорее, дело в том, что когда ты студентом в первый раз берёшь его партитуры, которые никогда не играл, ты, естественно, начинаешь интересоваться, чем в этот период дышал композитор, что у него происходило в жизни. Когда же играешь какое-то сочинение Чайковского спустя десять лет, добавляется твой собственный жизненный опыт и знания, ты сам – другой и по-другому чувствуешь его музыку.

Фото: КМТО «Премьера»

– Чем ещё кроме премьеры «Чайковского» порадует оркестр в первой половине сезона?

– В октябре будем участвовать в культурной программе саммита «Россия-Африка» – выступим в Сочи для глав государств. Летом нас прослушал генеральный директор и худрук Государственного Кремлёвского дворца Пётр Михайлович Шаболтай и пригласил на саммит уже во второй раз. Теперь мы едем играть и сотрудничать с разными коллективами: академическим ансамблем народного танца им. И. Моисеева, солистами Мариинского театра Антониной Весениной (колоратурное сопрано) и Аскаром Абдразаковым (баритон) и другими.

Помимо семейных и детских абонементов, которые много лет любимы публикой, у оркестра будут вечерние концерты симфонической музыки вне циклов с приглашёнными солистами. Будут два концерта маэстро Владимира Понькина, два традиционных новогодних концерта в декабре. Под Старый Новый год уже третий сезон мы будем играть «Концерт на бис».

Анастасия Куропатченко

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 30.10.2019