Игорь Тимошин: «Обогнать время – не фокус»

Игорь Тимошин 2

Игорь Тимошин

…Их сравнивали с Rage Against The Machine и Incubus. Впрочем, их жанровая принадлежность никогда не была препятствием для экспериментов. Схожие с иноземными флагманами альтернативной сцены черты оказывались лишь благоприятной основой для движения к новизне. В то же время «давление» со стороны модных тенденций не повлияло на аутентичность этого коллектива. В итоге группа «Небо Здесь» до настоящего времени является символом прогрессивных течений. «Городская афиша» представляет вашему вниманию интервью с лидером знаменитого ВИА – Игорем Тимошиным.

 

группа «Небо Здесь»

Группа «Небо Здесь»

– Игорь, восхождение многих представителей альтернативной сцены началось на заре двухтысячных. Причём, это можно сказать не только о России. Стоит ли называть тот период золотым временем для рок-артистов новой волны?

– Качественный сдвиг произошёл в начале 1990-х: Jane’s Addiction, Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden, Alice in chains, Rage against the machine, Red hot chili peppers и ещё много уникальных, непохожих друг на друга групп выпустили тогда потрясающие альбомы, многие из которых не только стали платиновыми, но и навсегда изменили рок-музыку. Собственно, тогда и появилось понятие «альтернативная музыка», хотя сами эти исполнители не слишком часто его использовали. Они просто делали действительно новую музыку, рождавшую новые смыслы, новую картину мира, новые модели поведения. Потом были ещё всплески, но уже в начале нулевых началась откровенно паразитическая коммерческая циклическая перекомпиляция того, что уже было создано. Это фуфло и стало новым мейнстримом.

Игорь Тимошин

– Для меня группа «Небо Здесь» явилась долгожданным ответом западным коллективам. В связи с этим возникает вопрос: корректно ли говорить, что ваш ансамбль стремился адаптировать зарубежные ритмы и иноязычную лирику «под ухо» отечественной аудитории?

– «Наш ответ Чемберлену»… да никто нас не спрашивал. Просто мы очень любили современную нам музыку, жили ей, она совпадала с ритмом, вызовами и вкусом нашей собственной жизни. Более того, это был реальный шанс для трансформации всего нашего мира к лучшему общему пространству. Мир ненадолго перестал быть разделённым в себе, стал одним целым на уровне идей, эмоций, образов. Это чувство было действующим фактором, менявшим всё на наших глазах, всемирной иллюзией… Но если в обычной реальности иллюзия – это обман или фокус, то в искусстве это способ говорить о параллельной реальности, которая может влиять на нашу жизнь. Симфоническая музыка, классическая литература возникли не у нас в стране, но именно у нас они обрели смысл, который стал не только ориентиром, но и надеждой для всего мира. С рок-музыкой должно быть так же, для меня смысл в этом, а не в бородатых «женщинах», которые ни на сцене, ни в жизни не могут ничего родить.

Многим музыкантам доводилось слышать такую фразу: «Талант нам не принадлежит». Для некоторых именно этот лозунг становится основной мотивацией для продолжения творческой карьеры. Следует ли говорить те же слова и о вас?

– Кришна, Бог, сказал: «Я есть талант в человеке». Один из наших классических поэтов написал: «Талант есть послание от Господа Бога». Для меня талант – это, скорее, долг, который, если не отдать, – отберут… и ты будешь послан даже Богом. Это не тот дар, за счёт которого можно безнаказанно паразитировать, что очень хорошо видно на примере жизни многих талантливых людей. Я не хотел повторять их ошибки и совершал только свои собственные. Талант – это альтернативная реальность.

– Жанр, который вы пропагандируете, требует постоянных экспериментов. Работа с новыми технологиями – важнейшая часть творчества. Возникают ли у вас трудности из-за постоянного движения прогресса?

– Никакой жанр от меня, вроде бы, ничего не требует, а технологии просто позволяют намного глубже забираться в аранжировки, чем я по уши и занят. Сейчас можно в два клика найти что угодно – от шуруповёрта до сакральных текстов всего человечества. Я уверен, что при таких возможностях должно быть гораздо больше хорошего и в музыке, и в жизни. Но… Откровенности ради, мне трудно находить оправдание тому, что я вижу и слышу.

группа «Небо Здесь»

– Сказать, что «НЗ» осталась у разбитого корыта, язык не поворачивается. Ваше имя уже вошло в летописи. Тем не менее в какой-то момент показалось, что прогрессивные композиции коллектива искали отклик в будущем, а не в настоящем. Можете ли вы, оглядываясь назад, сказать, что такой вот футуристический подход оказался верным на сто процентов?

– Обогнать время – не фокус, его надо обогнать навсегда, это вопрос жизни и смерти, а не сиюминутной популярности. Если хорошую, настоящую музыку считать разбитым корытом (а сейчас это так и есть), то да, там я и остался. Мне повезло в реальном времени пережить рождение, жизнь и смерть альтернативного рока, и я не буду делать вид, что ничего не было.
Так уж получилось – я всю жизнь делаю то, что мне интересно, охота пуще неволи. Верно это или нет – по барабану, у меня нет выбора, и он мне не нужен. А что касается процентов – хороший вопрос… И вот хороший ответ: так же, как «Анна Каренина» – это продолжение «Евгения Онегина», а образ старухи процентщицы, которая невзначай огребла топором по башке, – это продолжение образа старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке», моя жизнь, особенно сейчас, мои метафоры и рифы – это продолжение отношений старика и золотой рыбки. Мне всегда казалось, что у этих двоих всё должно быть чертовски, сказочно хорошо. И так оно и есть:

«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо.
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

 

Беседовал Дмитрий Шутов

Фото с официальной страницы группы «Небо Здесь» в «ВКонтакте»

Видео с официального канала группы «Небо Здесь» на YouTube

Last modified: 30.03.2020