История группы «Полюса» полна разных красок. В биографии коллектива присутствуют и яркие многоцветные полотна, и чёрно-белые зарисовки. Колкая ирония в текстах соседствует с романтичной лирикой, затейливые мелодии переплетаются с искусством примитивизма. Впрочем, все замыслы питерской банды проступают через любую форму. Поиски продолжаются и в настоящее время. Об этом и о многом другом корреспонденту «Городской афиши» удалось побеседовать с лидером невского квартета Ильёй Разиным.
– Илья, от нескольких поклонников группы «Полюса» мне доводилось слышать: «Мы не знаем, как будет звучать следующая песня ансамбля – и именно этим его творчество примечательно». Вы согласны с таким утверждением или же вашу непредсказуемость слегка переоценивают?
– Конечно, лестно слышать от поклонников комплименты такого рода, я и сам, кажется, иногда внутренне стремлюсь всё запутать и изменить до неузнаваемости. Но всё же есть некий знаменатель, который объединяет серьёзные вещи с шутками на грани фола. В конце концов, в жизни-то всё легко сочетается. И это наше свойство изначально отражено в названии группы – «Полюса». С данной точки зрения непредсказуемость предсказуема сама по себе.
– Все мы знаем, что музыка создаёт определённую атмосферу. Ваша «банда», несмотря на богатую музыкальную палитру, настроена всё-таки больше на позитив. Можно ли в песнях уловить зависимость от внутреннего состояния участников коллектива? Помогает ли профессионализм бороться с негативными эмоциями?
– Профессионализм – это и есть средство от негативных эмоций. Когда ты создаёшь или исполняешь музыку, ты должен в большей степени быть наблюдателем, как бы «проявляя» её через себя, выводя её на свет. Личные эмоции и настроения отходят на задний план, становятся иллюзиями, музыка заслоняет их, стирает из реальности. Что до наших песен, то негатива в них нет, если грусть – то светлая, если радость – то с горчинкой.
– Бытует мнение, что наш рок – полностью вторичен. Тем не менее вам удаётся сохранить оригинальность звучания. Как думаете, действительно ли умелое заимствование порой гораздо дороже иных авторских идей?
– Оригинальных идей вообще немного – хоть у нас, хоть в мире в целом. Музыка – универсальный язык. Вовсе не обязательно выдумывать новые слова, но зато способов использования давно известных – бесконечное множество. Ну вот представьте какое-нибудь малочисленное племя, которое исполняет рок на купленных в Америке инструментах, но поёт на своём родном языке. Это будет уникальное звучание. Вы ни с чем это не перепутаете. Мы – одно из таких племён, просто побольше.
– Разумеется, на произведения влияют личные предпочтения сочинителя. Музыкальные вкусы обогащаются, но и шлягеры из ушедших эпох оставляют значимый след. Стоит ли в данном случае бороться с «призраками прошлого»? (Я имею в виду музыкальные вкусы, которые формировались на старте карьеры.)
– Борись не борись – это останется с тобой навсегда. Мы, так или иначе, все дети своих родителей. Можно просто перестать этого стыдиться, у нас недурной музыкальный «бэкграунд». Просто возьмём всё лучшее, понаделаем своих ошибок и пойдём чуть дальше. Всё зависит от чувства вкуса и чувства меры, как в приготовлении пищи, только пищи для души и сердца.
– Огромное количество артистов не желают эволюционировать. Дебютное амплуа зажимает их в тиски, не позволяя развиваться. Ваша деятельность, напротив, не терпит консервативного подхода. Или я ошибаюсь?
– Для меня, пожалуй, не столько важно эволюционировать, сколько оставаться в рамках правды, своей правды на сегодняшний день. Это значит, что если в творчестве я себе не вру, то этого вполне достаточно, чтобы мне было уже не важно, эволюционирую я или нет. В конце концов, «мозг человеческий со времён Аристотеля практически не изменился», а вот правда у каждого своя.
Дмитрий Шутов
Фото с официальной страницы группы «Полюса» в «ВК»
Видео с официального канала группы «Полюса» на YouTube
Группа Полюса Дмитрий Шутов Илья Разин интервью музыка
Last modified: 10.02.2020