Марк Гриценко: «Наверное, я – отчаянный романтик»

Марк Гриценко

Марк Гриценко / Фото: vk.com/marakeshband

Группа Marakesh напоминает путешественника, отправившегося в дорогу по проложенному маршруту, но в абсолютно неизвестном направлении. Старт в столице Украины обернулся мощнейшим ускорением в Берлине. Действительно, участников данного коллектива можно смело считать гражданами мира. И в первую очередь это относится к их музыке. В самом начале пути ребят сравнивали с Placebo, My Chemical Romance и другими представителями альтернативной сцены, что свидетельствовало об идеологическом крене в сторону западного саунда. Ситуация не меняется и спустя почти полтора десятилетия. Правда, взросление происходит уже в рамках иного проекта.  Прежнее детище Марка Гриценко ушло в творческий отпуск, уступив место новому бренду. Siamese Youth смотрится результатом неизбежной эволюции. Ребята не потеряли ориентиров, а подтверждением тому служит контракт с известным американским лейблом. Компас работает исправно, помогая шхуне находить нужные причалы. Об этих и других талантах участников ансамбля корреспонденту «Городской афиши» удалось побеседовать с их предводителем.

 

Marakesh

Группа Marakesh. 2017 г. / Фото: vk.com/marakeshband

– Марк, уже на старте профессионального пути вы явно тяготели к зарубежным ритмам. Корректно ли говорить, что на выбор творческого пути повлияло место появления вас на свет? А именно – проживание на территории Украины, так сказать, на границе востока и запада.

– Конечно, это повлияло. Украинская музыка девяностых была очень прогрессивной и, как говорится, «фирмовой». Наши артисты всегда имели европейский вектор. Всё это я впитывал в детстве и, конечно, это позже отразилось на моём собственном творчестве.

– Группа Marakesh завоевала репутацию «романтичных трагиков». В том смысле что лирика коллектива всегда отражала основные тенденции в фатальных взаимоотношениях (безответной любви, например).  Готовы ли вы «подписаться» под подобным утверждением?

– Думаю, да. Я подхожу к написанию текстов как к своеобразному дневнику, куда можно излить свои внутренние переживания. Такой простой подход работает для меня, и я могу подписаться под тем, что мои тексты искренни и от души. Получается так, что темы любви и отношений задевают меня больше всего. Так я воспринимаю мир. Наверное, я – отчаянный романтик.

– Вашей «прежней банде» удалось завоевать лавры ещё и кумиров молодёжи. В кругах юных поклонников обычно царят «шекспировские страсти». Вероятно, такая ситуация позволяет вам генерировать идеи, подпитываясь энергией от аудитории?

– Скорее, идеи и вдохновение приходят изнутри, из моего личного опыта. Уже после этого происходит взаимообмен энергией с аудиторией, когда ты этим делишься и получаешь фидбэк. Наиболее известные песни Marakesh были написаны, когда мне самому было 18–20 лет. Посему это было актуально для моего поколения. Весь альбом «М» (в котором – наши главные хиты) был написан в период острой влюблённости. Но сейчас, по прошествии времени, я понимаю, что на самом деле эти темы актуальны для всех возрастов. Мы все стремимся к любви, коннекту, такова наша природа.

Марк Гриценко

Фото: vk.com/marakeshband

– Мелодические элементы нисколько не противоречили текстовому наполнению песен. Правда, ассоциации всё равно возникали разные. Взрывные гитары соседствовали с трогательным тембром и атмосферой то ли возвышенности, то ли безнадёжности. Из этих «разрывов» и рождалась целостная картина?

– Иногда даже и противоречили. Но в этом вся соль. Всё дело в контрастах и в желании смешивать краски, совмещать несовместимое и смотреть, что из этого получится. По-другому для меня было бы слишком прямолинейно и скучно.

– Как вы считаете, необходимо ли искать в ваших композициях какой-то лейтмотив?.. Лично мне кажется, что он есть и охарактеризовать его можно словами «светлая грусть».

– Думаю, у Marakesh есть несколько основных эмоциональных слоев, и каждый выбирает тот, что ему по душе. Кому-то больше нравятся романтические песни, например, «Осколки» или «Ты и Я». Наверное, их вполне можно назвать «светлой грустью». Другим больше по душе жёсткие, рокерские песни, такие как «Ждать», «Далеко здесь», и это не грустные песни, а, скорее, накалённая энергия. Но во всех наших песнях, несмотря на их драматизм, всегда есть какая-то надежда и свет в конце тоннеля.

– Огромное количество слов сказано на тему перемен в шоу-бизнесе. Допустим, если раньше десять лет для группы не значили абсолютно ничего и казались «младенчеством», то сейчас такой временной промежуток выглядит очень длительным. В чём заключаются основные процессы эволюции музыкальной индустрии? В том, что артист в настоящий момент не имеет права игнорировать модные тенденции и не отставать от трендов?

– С тех пор, как мы начинали, в музыкальной индустрии поменялось практически всё. В то время, в 2006–2007 годах, чтобы о тебе узнали, необходимо было попасть на ТВ или радио. И там были так называемые «gatekeepers», то есть люди, которые решали, что пойдёт в эфир, а что нет. Сейчас же есть множество других способов найти свою аудиторию, не подстраиваясь под форматы. Также появилось много новых способов поддерживать связь со своей аудиторией и монетизировать своё творчество без посредников. На мой взгляд, сейчас гораздо лучшее время для новых артистов, и даже сама музыка от этого становится более интересной, разнообразной и свободной от рамок. Сегодня, по крайней мере на Западе, даже необязательно следовать модным тенденциям, потому что есть множество ниш и выходов на публику, для которой важна аутентичность, а не тренды.

Siamese Youth

Группа Siamese Youth / Фото: facebook.com/siameseyouth/

– Впрочем, если говорить о Siamese Youth, то ассоциации увели меня в восьмидесятые. В голове чёткая аналогия, скажем, с группой Alphaville. Вопрос может показаться банальным, но возникает ли у вас осознание того, что музыкальная история движется по спирали?

– Музыкальная история всегда движется по спирали, жанры умирают и перерождаются. Но они всегда перерождаются во что-то новое. Такой же подход и у нас с Siamese Youth. Мы взяли за основу настроение восьмидесятых, но добавили современные элементы и получили что-то новое. На самом деле, направление, в котором мы работаем, – это целый жанр, который называется synthwave. Я бы описал это как ретро-футуристическую фантазию на тему того, какими были бы 80-е если бы они были сейчас.

Видео: канал NewRetroWave на YouTube 

Беседовал Дмитрий Шутов

Last modified: 07.04.2020