Николай «Колян» Богданов: «Наш лирический герой не настроен на „шутейное повествование“»

Николай Богданов 4

Николай Богданов

В случае группы «Фантастика» слово «первобытный» вряд ли синхронизируется с временными координатами. Одноимённый альбом коллектива, увидевший свет в декабре, абсолютно чётко ориентирован на эмоциональную подоплёку. Николай Богданов и компания создают многогранную палитру чувств, не разделяя её на музыкальную и текстовую начинку. Ощущение последовательности не мешает «сборнику» выглядеть достаточно вариативно. Олдскульное «intro» и обновлённая аранжировка композиции «Не рабы» задают «пластинке» определённый тон, но не ограничивают узор мелодической мозаики. Крен в сторону британской «волны восьмидесятых» декларативен, хотя отнюдь не навязчив. Ритмичные пьесы (скажем, произведение под названием «5 аккордов») чередуются с балладным элементом (стоит вспомнить о «переиздании» песни «Охота»).

– Николай, в культуре есть такой термин – «заимствование». Он часто используется и в музыке. Как вы считаете, насколько должно быть дозировано обращение наших рокеров к опыту иностранных коллег?

– Музыка – в целом вид искусства, который передаётся через заимствование и копирование. Что касается рока, то вся его история и есть копирование, переосмысление скопированного. Именно таким образом мы и видим, как каждый отдельно взятый творец умеет выражать собственную индивидуальность. Только с одной оговоркой: твоя задача – сочинить нечто персонально твоё (на фоне того, что ты позаимствовал). Проще говоря, было бы здорово узнавать в услышанном черты автора.

Группа «Фантастика»

Группа «Фантастика»

Мажорные мотивы довольно сложно отличить от минорных намёков. Меланхоличные опусы разбавляются яркими барабанами и довольно гулким дисторшном. Вокал артистичен, а интонация умышленно обезличена и не предполагает драматичности. Заглавный номер «Не слышу» и шутливое сочинение на тему «Поганая молодёжь» призывают аудиторию к продолжительным размышлениям, не позволяя отвлекаться от гитарного изобилия. Раскатистый перегруз не закрывает затейливый струнный перебор. Драйв а-ля «AC/DC» и «Foo Fighters» внедряется в деликатный импульс из арсенала «Oasis» и «Franz Ferdinand».

– Сочетание жанров уже перестало быть новостью. Поиск оригинального саунда тоже никого не удивляет. Тем не менее история «Ф» демонстрирует, что только так удаётся, если позволите, персонифицировать творчество. На мой взгляд, фишка вашей «банды» в сочетании напористого гитарного звучания и завуалированной балладности, даже в скоростных произведениях. Согласитесь с такими умозаключениями?

– Когда приходят идеи песен, я не делю их на быстрые и не совсем. Чаще всего это сочетание мелодии и чего-то гитарного (будь то рифы или аккордовые последовательности). Видимо, именно мелодии наводят на подобные мысли, и поэтому на фоне «мясного бульона» из перегруза, барабанов и компрессии создаётся такое чувство.

Группа Фантастика

Ловко убегая от вопросов о кризисе среднего возраста, столичная команда умело ограждает публику от словесного давления. Мрачные повествования цинично топятся в океане зажигательного «расколбаса». Особняком в этом смысле является рассказ, фигурирующий под вывеской «Помню». Воспоминания лирического героя не выглядят столь уж трагично. Напалм безысходности уничтожается привычным панковским инструменталом. Здесь угадываются и невольная связь с «Bad Religion», и стремление к побратимству с «Anti-flag».

– Давайте обсудим альянсы несколько иного рода. Песням за авторством вашей команды всегда была свойственна неуловимость атмосферы. В том плане, что грусть пряталась за весёлыми аранжировками. Стоит ли говорить о том, что вы стремитесь раскрывать себя, но не хотите «грузить» поклонников внутренними переживаниями?

– Мне всегда казалось, что наши композиции совсем не про веселье, и уж точно наш лирический герой не настроен на «шутейное повествование». Возможно, кому то не ясна логика – мол, к чему тогда весь «расколбас с рок-н-роллом»? Лично мне это напоминает буддийскую мантру, которая очищает пространство и разум, как благовоние – помещение. Вот заиграла блюзовая (или около того) гармония. Появилась мелодия, а слова сами возникают в пространстве, и если не мешать им и не додумывать специально, они будут наиболее точными. Похоже, в том и кроется «несоответствие», и вот тогда «песня невесёлая весело звенит».

Николай Богданов 3

Эпилог опять-таки волнообразен. Душевные терзания успешно стыкуются с верой в лучшее. Реплика «песня невесёлая весело звенит» подаётся сдержанно, но с претензией на торжественность. Надежда отбивается от груза прошлого, но без отчаянности загнанного зверя. Тонкий портрет с фрагментарной констатацией – вполне адекватная характеристика и заключительного этюда, и «CD» в целом. Как водится, приоритеты сиюминутны, но они сложены воедино.

– Некоторые мои собеседники рассказывали о желании отправить сигнал нынешнему поколению. Вы же не стараетесь нарушить внутренний комфорт слушателя пафосными заявлениями. Действуете по принципу «спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся»?

– Напряжённость – вот как, мне кажется, можно в целом охарактеризовать понимание рок-музыки большинством людей. И зачастую все «пьесы» рок-артистов являются описанием разного рода конфликтных ситуаций (политических, возрастных, культурных, социальных и прочих). Конфликты не то что не существуют для нас, просто рядом с грохотом и скрежетом всем привычнее слышать о напряжении, о послании поколению и о чём-нибудь ещё в подобном ключе. Мы же предпочитаем говорить с людьми о том, что нас беспокоит. Говорить, по возможности, понятно, без натужности и нравоучительности, но при этом совершенно серьёзно, используя и юмор, и сарказм, и самоиронию. Надеюсь, это чуть лучше даст понять, почему нет традиционного напряжённого повествования в наших песнях. Как я вижу, это  не лишает их глубины.

Беседовал Дмитрий Шутов

Фото со страницы официального сообщества  группы «Фантастика» в ВК

Видео с официального канала группы «Фантастика» на YouTube

 

Last modified: 21.01.2020