PLC: «Мои песни – это мой личный опыт»

Сергей Трущев (PLC) / Все фото из личного архива артиста

К выпускникам различных телешоу принято относиться скептически. Считается, что век таких артистов недолог и по своей сути это либо марионетки продюсеров, либо калифы на час. Но нельзя забывать, что телешоу – это, прежде всего, инструмент продвижения творчества. Сергей Трущев, он же PLC, – уже давно отлично зарекомендовавший себя рэп-артист южной (краснодарской) школы, битмейкер и MC, который упорно, начиная с середины нулевых, шёл к своей известности.

Он участвовал в различных коллективах, создавал музыку, и упорно нарабатывал опыт, в том числе организаторский. К примеру, при его непосредственном участии был создан баттл-проект SLOVO, который, по сути, и дал старт популярности в нашей стране такого явления, как рэп-баттлы. Но распри с участниками франшизы привели к тому, что PLC вышел из дела и сосредоточился на своём сольном творчестве, в итоге решив продвинуть себя с помощью известного телевизионного проекта «Песни» на канале ТНТ. Дальнейшее, как говорится, уже история. Укрепившись с помощью мощнейшего ресурса, артист в итоге вышел на массовую аудиторию по всей стране и сейчас активнейшим образом создаёт музыку (недавно вышел его новый альбом «Чёрный Флаг») и ездит с выступлениями по России. Нынешний тур – очень успешный, залы ломятся от публики, очереди за билетами напоминают битвы за дефицитный товар в СССР. И, конечно же, этот успех совершенно заслужен, так как появился благодаря упорному труду и желанию победить…

Мы сидим с PLC после аншлагового концерта в одном из помещений концертного зала ARENA Hall, и нашу беседу постоянно прерывают желающие пообщаться с артистом. Сергей устало отвечает на звонки, мягко останавливает наиболее ретивых и, несмотря на все эти помехи, очень выпукло и толково формулирует свою позицию в беседе. Всё происходящее напоминает тусовочную суету из фильма Боба Фосса «All that Jazz» с поправкой на закулисную хип-хоп-специфику. И в этом есть какой-то свой, особый драйв.

– Сергей, ты достаточно успешный, точнее, хорошо стрельнувший артист. Но к успеху ты шёл довольно долго. Ты рэпер с наработанной практикой, далеко уже не мальчик, со своими взглядами и воззрениями. И в итоге ты приобрёл массовую известность благодаря успешному телевизионному проекту. Скажи, приходилось ли тебе как-то менять свою творческую позицию и идти на какие-либо компромиссы ради славы? 

– Мне повезло. Большой толчок в моей карьере произошёл благодаря телевизионному шоу «Песни». Но я не могу сказать, что на меня оказывалось какое-то давление. Замечу, что само шоу началось с моего трека «Феноменален», который является совершенно неформатным для радио и для телевидения. Тем не менее команда Comedy Club Production пошла на это. Более того, на кастингах они использовали не менее неформатный трек «t50». То есть мне вообще не пришлось ничего менять в своём творчестве ради участия в шоу. Хотя бывает, что некоторые комментаторы в соцсетях упрекают меня в том, что я слишком следую модным трендам в звуке и музыке. Но я всегда был таким, мне всегда было интересно трендовое, актуальное звучание. Видимо, поэтому людям, руководившим шоу, понравилось то, что я делаю, это оказалось созвучно их требованиям. Но, повторюсь, я не прогибался под какие-либо условия. Моей целью было донести свою музыку до широкой аудитории. Если бы моей целью было понравиться любой ценой, это было бы совершено абсурдно. Если ты нравишься кому-то, но при этом не являешься самим собой, значит, им нравится кто-то другой, а не ты. Получается какая-то бессмыслица.

– Скажи, а как ты себя чувствовал на проекте? Наверняка же, трудно находиться в условиях, при которых на тебя круглые сутки направлены камеры. 

– Человек – это существо, которое привыкает ко всему. И везде находит способ адаптироваться к ситуации. Безусловно, напрягал момент, когда ты садишься на унитаз, а на тебя направлена камера. Ты приехал с репетиции, у тебя есть время на сон, но через три часа тебя будит оператор с камерой и говорит, что сейчас нужно снять «весёлый подъём». Но это же не самые жёсткие условия, игра стоит свеч. То, что мне дало это шоу, стоит того, чтобы потерпеть семь недель. Я привык к камерам уже на третий день. И, поверь, это действительно не проблема. Другое дело, что помимо камер там было немало других нервных ситуаций. Скажем, когда ты – пишущий автор, а тебе раз за разом дают исполнять не твои песни и кавер-версии, это, безусловно, действует на нервы. Сами съёмки концертов были достаточно сложны в моральном плане. Первый день – это саундчек. Нас всех забирали из башни, где мы жили, кстати, без связи, без каких-либо контактов с внешним миром, забирали в маленькую комнату с синтетическими мешками («всех» – это двадцать человек). Мы из этой комнаты не имели права выходить никуда без сопровождения – то есть полнейшая изоляция. Провели саундчек – возвращаемся обратно. На следующий день – снова подъём в семь утра, снова проводим день на съёмочной площадке в этой маленькой картонной коробке в клубах дым-машины и в запахе лака для волос. И уезжаем оттуда в четыре утра. И потом, в то же утро, – опять ранний подъём в семь часов, и снова на съёмочную площадку. То есть получается, что ты спишь максимум два-три часа… И как раз в третий день мы снимали этот самый большой и красивый концерт, который все смотрели по телевизору, перед этим практически не спав. Это было реальное испытание, в терпимых рамках, конечно, но было сложно. У некоторых участников были нервные срывы, и это абсолютно объяснимо. Но по мне, всё это можно было перетерпеть ради цели, которую лично я себе поставил – продвинуть своё творчество.

– Очень часто к артистам, которые засветились в телевизионных шоу и получили широкий паблисити, относятся довольно снисходительно. Мол, случайный успех и так далее. Причём, действительно, львиная доля артистов телевизионных шоу просто пропадают, канув в Лету. Как ты считаешь, не грозит ли тебе подобный исход? 

– Я не берусь говорить за другие телевизионные проекты, так как я в них попросту не участвовал. Но могу сказать одно: всё зависит от самого артиста. Почему пропадают участники телевизионных шоу? Потому что расслабляются. Телевизор на самом деле даёт так называемый хайп, успех. Ты выходишь на улицу, и каждый второй желает с тобой сфотографироваться. То есть внимание концентрируется на тебе. All eyes on me. И дальше уже зависит от тебя, сможешь ли ты использовать это. Когда закончился тур «Песни» (плюс к этому у меня было ещё несколько своих концертов), я вернулся домой утром 31 декабря. И, проспав весь новый год, 2 января я уже засел за новый альбом, потому что понимал: та волна, которая есть сейчас, ни в коем случае не должна быть упущена. Из этой ситуации нужно выжать максимум. Поэтому мы собрались всей командой, сделали альбом под названием «Чёрный Флаг» и откатали тур. Сейчас немного отдохнём и будем дальше работать.

– Известный баттл-проект SLOVO впервые появился в Краснодаре. И ты принимал непосредственное участие в его организации. Что сейчас происходит с ним? Получилось ведь так, что наиболее упоминаемым стало питерское отделение, которое, по сути, было лишь частью проекта. 

– SLOVO – полностью краснодарское явление. Всё это было впервые придумано, создано и реализовано в Краснодаре. Мы запустили франшизу по всей стране. А питерцы отсоединились, но сделали это с помпой, на фоне какого-то «конфликта», которого и не было. Мы создали сеть SLOVO, делегировали полномочия филиалам, но вышло так, что очень амбициозный организатор из Питера решил реализовать свои фантазии, отсоединиться и на этой волне привлечь к себе внимание. При этом повод был совершенно смехотворным. Но это для меня уже не так важно, потому что я понял: проект занимает большую часть моего времени, которое я могу потратить на творчество. Я понял, что музыка для меня важнее. И поэтому сейчас я не очень в курсе, что происходит со SLOVOм. Хотя понимаю, что сама эта затея, конечно же, является очень значительной для нашей рэп-культуры. Но, повторюсь, творчество для меня на первом месте.

– Кстати, насчёт творчества. Возможно, я выражаю своё видение, но скажи, почему в твоих текстах так много драмы, прямо-таки трагических моментов, переживаний? Ведь твоя музыка апеллирует всё-таки к развлекательности и лёгкому времяпрепровождению. При этом ты вообще избегаешь каких-либо социальных вопросов… 

– Мои песни – это мой личный опыт. Конечно же, я сталкиваюсь с какими-то внешними проблемами. Но я не считаю, что вправе затрагивать в своём творчестве социальные вопросы, тем более политические. Есть достаточное количество рэперов, которые говорят об этом, хорошо или плохо – это уже другой вопрос. Но для меня это очень сложно… Хотя, как ни крути, от этого не убежишь. Почему люди убивают друг друга на бытовой почве, мужья – жён, жёны – мужей? Почему существует проблема домашнего насилия? Или проблема недостаточной заботы о пенсионерах? Сколько детей живёт без своих родителей и так далее… То есть практически у каждого есть какая-то личная драма, которая, накапливая свою массу, может дать негативные плоды. И мне гораздо интереснее и важнее разобраться в своём творчестве именно с этими внутренними вопросами, личными проблемами. Я сталкиваюсь с чем-то тяжёлым, драматичным и прорабатываю это в себе в процессе написания треков. Я постоянно прихожу к каким-то выводам, и это для меня сродни закрытию гештальта. Я выпускаю трек, ставлю точку в каком-либо вопросе – и всё, больше я об этом не переживаю. И мои треки основаны на том, что происходило и происходит в моей жизни. Я не могу придумывать эти ситуации, у меня это плохо получается. Самое интересное – как только я стал использовать этот подход, то есть говорить, что происходит именно со мной, именно в моей жизни, оказалось, что у огромного количества людей такие же проблемы, такие же вопросы и такие же ощущения. И это резонирует в них. Я стараюсь показать выход из этих ситуаций. Я пытался решить свои проблемы с помощью песен, а оказалось, что есть возможность с помощью них же решить ещё чьи-то проблемы. Ко мне часто подходят после концертов люди и говорят, к примеру, что песня «Восход» помогла им выбраться из сложной жизненной ситуации. Или другие песни… Когда я впервые почувствовал это влияние и осознал эту силу, у меня был шок, ведь это достаточно большая ответственность.

– Ни для кого не секрет, что хип-хоп как жанр в настоящий момент находится на подъёме. Многие вообще узнали о нём только сейчас, благодаря его нынешней популярности. Что, на твой взгляд, представляет собой сегодня российский, или русский, хип-хоп? 

– Я считаю, что для хип-хопа в России сейчас лучшее время. Такого никогда ещё не было. В плане разнообразия, насыщенности, сложности, интересного звучания. К тому же этот жанр в наши дни неплохо финансируется. Я надеюсь, что дальше будет ещё круче.

– Более того, сейчас муссируется тезис о том, что хип-хоп по своей актуальности уже заменил рок-музыку. То есть хип-хоп для нынешнего поколения – это то же самое, что рок-музыка для предшествующих поколений. 

– Сто процентов так и есть. Хип-хоп – это новый рок.

– Но сейчас наблюдается процесс определённой дискредитации русского рока как направления. Сегодня русский рок – это некий жупел, над которым смеются все кому не лень. На твой взгляд, не сможет ли произойти подобное с русским рэпом через некоторое время? 

– Я считаю, что подобное порицание русского рока – это негативное явление. Сначала рок-музыка в России копировала западные образцы, точно так же, как и русский хип-хоп. Но, тем не менее, постепенно сформировался совершенно аутентичный жанр, который соответствовал и соответствует менталитету русских людей. Проблема в другом – у нас пока очень туго со срединным путём: одни хейтят всё российское и аутентичное (как это было в своё время с русским роком), другие страдают оголтелым ура-патриотизмом. И любое явление, которое сперва рьяно хвалят, могут через некоторое время так же рьяно ругать. Я надеюсь, что рэп как жанр научится на ошибках русского рока и с ним не произойдёт то же самое.

– А кто из нынешних рэп-артистов тебе нравится? И вдогонку, кого из русских рэперов ты считаешь уже классикой? 

– Классикой? Пожалуйста: Каста, Триада… Я с большим уважением отношусь к Bad Balance и Bad B., ко всему тому, что они сделали, когда жанр ещё не был так развит. Конечно же, Баста – это классика. Оксимирон вполне, на мой взгляд, приближается к этому статусу. Из более молодых отмечу Скриптонита – мне нравится его подход к музыке. И мне очень интересно, что дальше будет делать Хаски. Вот он именно аутентичный артист, его взгляд на вещи, его перформансы, его попытка вывести своё самовыражение за рамки музыки – всё это очень интригует.

– Расскажи о своей нынешней команде. О своем лейбле. 

– Та же команда. Big Music. Мы, правда, сейчас обрастаем жирком, то есть у нас появились в Москве пиарщик, букер, который занимается концертами, SMM-специалист и прочие помощники и помощницы. Но основа всё та же, краснодарская.

– Скажи, не устаёшь ли ты от постоянного общения с людьми, которое на тебя обрушилось, от постоянного контакта с большой̆ аудиториею̆, скажем, на концертах? 

– Общение с аудиторией – это обмен энергией, я действительно в это верю. Ты находишься в одном энергетическом потоке с людьми, и это ощущается очень отчётливо. Этот взаимообмен даёт заряд и тебе, и людям, которые пришли на концерт. Это одно – единое – энергетическое поле. Я просто ненавижу площадки, на которых люди находятся далеко, потому что для артиста это просто некая отработка. Нет необходимой сцепки с залом, а она физически нужна.

– Кто твоя аудитория? Можешь описать её? 

– Не могу. Это очень сложно описать. Ко мне обращаются пиарщики с таким же вопросом, и я не знаю, что им ответить. Часто бывает, что у сцены стоят совершенно взрослые люди, которые приходят со своими тридцатилетними детьми и со своими внуками. И вот пойми, кто ходит на твои концерты. Песня – это живой организм, ты создал её, отправил в жизнь, и дальше она уже существует сама по себе. Живёт своей жизнью. А вот кому она предназначается – это уже вне моего понимания. Есть предположения, но не более. Сейчас у меня нет какого-либо внутреннего маркетинга. Более того, как только я его окончательно отключил, у меня всё стало получаться гораздо лучше.

– Скажи, ты чувствуешь себя счастливым человеком? 

– Я чувствую себя абсолютно счастливым человеком.

– А что такое счастье в твоём понимании?

– Счастье – это перманентное состояние гармонии с самим собой. Принятие себя и окружающего мира такими, какие мы есть. И полное принятие тех путей, которые тебе приготовила вселенная.

Роман Матыцин для «Городской афиши»

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 08.05.2019