Разные миры – одна миссия

Фото из личного архива Ван Ефу

Изобразительное искусство само по себе представляется нам некой параллельной реальностью. А если оно к тому же обретает жизнь где-то за пределами нашего географического и ментального бытования, пятый постулат Евклида о непересекаемости непересекаемого начинает сигнализировать мозгу: «Нет, никогда тебе не приблизиться к пониманию этого дивного, но, увы, непостижимого мира − слишком уж он далёкий, слишком другой…» Только ведь мы и не собирались «понимать». Когда речь идёт о художественных произведениях, подключаются совершенно иные – неевклидовы – законы восприятия, допускающие вероятность того, что однажды даже самые непохожие вселенные могут встретиться в одной конкретной точке.

Так почему бы этой «точкой» не стать Кубанскому госуниверситету, в котором как раз в это время проходит II Международный творческий форум РАЗНЫЕ МИРЫ-2018 (публикуем архивный материал). Действительно, очень разные, но в то же время одинаково интересные работы экспонируются на проходящей в рамках мероприятия выставке живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна и фотографии. И очень оригинальными идеями обмениваются друг с другом участники кульминационного события форума – научно-практической конференции «Художественное образование и воспитание (проблемы и перспективы)». Некоторыми из них с читателями «Городской афиши» поделился в эксклюзивном блиц-интервью художник, преподаватель университета Бейхуа (Китай, Цзилинь) Ван Ефу.

– Мистер Ван Ефу, скажите, пожалуйста, в чём вы видите цель художественного образования?

– В развитии добродетели и своеобразном «одухотворении» интеллекта.

– Вы можете схематично обрисовать этот процесс?

– Представьте себе, что путь, который предстоит пройти будущему художнику, начинается за некой дверью, которая откроется перед ним только при условии, что им движет Интерес. Далее должна подключиться Эмоция, которая будет направлять его в пути, а на приобретаемые Знания и Навыки он сможет опереться, когда устанет. Окружающий же мир – и только он – будет непрестанно питать его творческую мысль.

– Но в чём тогда состоит миссия преподавателя?

– В том, чтобы простимулировать интерес ученика к творчеству, его любовь к прекрасному, помочь ему разглядеть в себе творца, поверить в собственный потенциал, научиться быть искренним.

Студентка глазами преподавателя. Из серии портретных зарисовок Ван Ефу

– И с помощью каких методик это достигается?

– На мой взгляд, в обучении искусству не может быть каких-то конкретных методик и фиксированных образовательных подходов. Всё постоянно меняется в зависимости от времени, места и участников процесса. В каждом отдельном случае учитель должен погружаться в мир своих учеников и в соответствии с его спецификой выстраивать преподавательскую практику. Это, конечно, не означает, что лекции и семинары, встречи с мэтрами и знакомство с их работами, наконец, изучение художественных традиций здесь не играют никакой роли. Естественно, это тоже очень важно, но, как мне кажется, не первостепенно. Главное в художественном образовании – помочь обучающимся увидеть мир вокруг себя, почувствовать его и изобразить. Интерес, повторюсь, − это начало искусства, его семя, и вырастить из него в «пробирке» что-то по-настоящему прекрасное просто невозможно. Плодородной почвой, в которой оно даст здоровые, сочные, богатые всходы, может стать только жизнь.

– Вы сейчас говорите о природе?

– Не только о ней, о реальности вообще, но о природе – в первую очередь. Она пробуждает в начинающем художнике все творческие инстинкты, позволяет услышать биение собственного сердца, дарит ощущение свободы и выкристаллизовывает искренность. Горы и реки, цветы и птицы, вода и облака – лучшие учебные пособия. Черпая в них вдохновение, даже в русле той или иной культурной традиции, художник будет оставаться исключительно оригинальным, самобытным, самодостаточным.

– Наверное, педагог, способный «вложить» всё это в голову и душу студента, должен обладать множеством каких-то особенных качеств?

– Да нет, всего двумя, и то обычными – мудростью и любовью к человечеству.

Беседовала Ольга Карслидис

Редакция благодарит председателя оргкомитета форума РАЗНЫЕ МИРЫ Е. А. Морозкину за возможность проведения интервью.

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 3, май, 2018 г.).

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 05.05.2019