Сергей Демченко известен своей страстью к экспериментам. Они сопровождают талантливого музыканта на протяжении долгого творческого пути. Тяга к мелодическим «перформансам» ощущалась и в пьесах культового ансамбля «Н.Е.Т.», и в композициях группы Immigrantes, и в произведениях других коллективов, с которыми работал Сергей. 31 января он представит на суд публики новую инструментальную программу. Со сцены The Rock Bar (ул. Красная, 76 а) донесутся чарующие звуки гитары. За два дня до концерта с его хедлайнером побеседовал корреспондент «Городской афиши» Дмитрий Шутов.
Сергей Демченко
Гитарист. Родился в 1970 году в Забайкалье. В связи с тем, что отец – военный, много ездил по стране. Жил на Крайнем Севере, Камчатке, в Тамбове, Москве. Играл в группах «Н.Е.Т.», «Небесная Канцелярия», «Immigrantes», «Пчела Бэнд».
– Сергей, инструментальная музыка, как мне кажется, предполагает некую интимность. В связи с этим хочется спросить: следует ли считать ваши произведения попыткой разобраться в себе? Или же их можно воспринимать в качестве своеобразного диалога со слушателем?
– Для меня музыка – это попытка разобраться со всем миром сразу. Внести гармонию в окружающий скребущий хаос… Мужчине важно всё расставить по местам, разложить по полочкам. Вокруг в ужасном беспорядке разбросаны разнообразные звуки. Только прислушайтесь! Необходимо упорядочить их во времени и пространстве. Так и получается музыка. И жить с ней становится спокойней и приятней. А для кого она – для меня ли, для слушателей, – я не знаю. Но с ней точно лучше, чем без неё.
– Бытует мнение, что присутствие вокалиста (в любом проекте, вне зависимости от стиля) загоняет творчество в определённые рамки. Отсутствие «певца», напротив, гарантирует композициям полную свободу. Согласны ли вы с этим утверждением?
– Скорее, необходимость снабжать песни словами создаёт для меня определённые трудности. Весьма существенные. Я могу написать песню, это интересно для меня и весело, но вот заключить образы, живущие в музыке, в слова – большая проблема. Ничего не имею против слов, но где они, когда нужно?! Для кого-то это легче лёгкого, у меня же почти никогда не работает. Во всяком случае, пока. Слава Богу, мне иногда помогают с этим друзья. На предстоящем концерте я надеюсь исполнить две песни, слова для которых написал один мой друг. А при удачном стечении обстоятельств и ещё одну, которую мы создали совместно с другим моим другом уже лет 20 назад (однако её до сих пор почти никто не слышал)… Насчёт вокалиста – не думаю, что его наличие может кому-то серьёзно помешать. Конечно, если вокалист не осёл. (Смеётся.) Хотя вот Бременские Музыканты прекрасно справлялись. Если люди в коллективе вполне творческие и собрались удачно, как Атос, Портос и кальвадос, то, наоборот, каждый обогащает совместную палитру, не тянет одеяло на себя, когда не нужно, а когда нужно – тянет. Это вещи тонкие, но работают очень легко, если повезёт, если пазл сложился. Почему The Doors на протяжении всей карьеры играли без басиста? Видимо, всё прекрасно работало и так, люди были в восторге от того, как всё работало и не хотели ничего портить. Послушайте их песни. Они же совершенны. Ни прибавить, ни отнять. Забавно было бы услышать, что Моррисон, как вокалист, это совершенство как-то ограничивал, загонял в рамки. Может, потому что был безрамочным вокалистом. Как айфон. (Смеётся.)
– Думаю, вы согласитесь, если я скажу, что любой творческий человек живёт на эмоциональных разрывах. Как мне сообщили ваши коллеги, подобная атмосфера свойственна и сочинениям Сергея Демченко. Или я ошибаюсь?
– Эмоции – это сок, краски жизни, не более. Не думаю, что они как-то управляют творческим процессом. Бывает, что в прекрасном расположении духа вдруг улавливаешь какие-то созвучия и внезапно пишешь печальнейшую вещь. И наоборот – пребывая на дне мрака и ужаса, делаешь мелодию, всю сотканную из солнечных зайчиков. Я знаю очень спокойных, уравновешенных авторов, творчество которых эмоционально, как Гарри Олдмен в фильме «Леон». Бедный Ван Гог отрезал себе ухо, а Пол Маккартни, кажется, вновь собирается жениться. Оба вроде талантливы. Не думаю, что эмоции рулят. Это уже личное, кому как повезёт. Легенда о том, что художник должен творить чуть ли не из петли, мне неприятна.
– Вряд ли корректно говорить, что инструментальная музыка не пользуется большим спросом. Достаточно вспомнить заполненные залы филармоний в разных странах мира. Однако гитара всегда пребывала вне большой, если позволите, оркестровой семьи. Как вам кажется, столь пренебрежительное отношение к «шестиструнной особе» сохраняется до сих пор?
– Вот именно, что заполненные залы филармоний всего мира теперь приходится только с грустью вспоминать. Но есть и хорошая новость: ничего не стоит взять в руки телефон, надеть наушники – и вот ты уже в театре, который начинается ни с какой ни с вешалки. Открываем Ютуб и что же мы видим в ленте, какой инструмент нам встречается чаще всего? Правильно, гитара. Гитара на любой вкус. Вакханалия, пиршество гитары. Ты можешь побывать на концерте Radiohead где-нибудь в «Гластонберри», через полчаса переместиться в «Альберт-Холл», а потом на улице где-нибудь в Мадриде увидеть такого гитариста, что челюсть отваливается и ты поспешно выключаешь телефон, вспоминая свои скромные гитарные способности. Так что шестиструнная – ещё ого-го, как тот самурай. Кстати, непонятно откуда в Японии столько невероятных гитаристов. Божественной красоты артистов!
– Давайте завершим нашу беседу вопросом о предстоящем концерте. Как я понимаю, это будет ваш дебют в качестве сольного исполнителя. Рассматриваете ли вы грядущее выступление как начало долгого инструментального пути? Или же относитесь к мероприятию как к очередному эксперименту?
– Делай что должно – и будь что будет. Вот как я к этому отношусь. То, что я делаю сейчас, – скорее следствие того, что было раньше, нежели того, что предстоит. Жил, придумывал музыку, которая накапливалась и которую никто никогда не слышал. Играл для себя, забывал (большую часть уже забыл). Сейчас решил вдруг играть её для людей, избрать это видом своей деятельности в мире. Играть на улицах, в залах, где угодно. Раньше мне эта мысль не приходила в голову, теперь вот пришла. И, да, это дебют, и я представления не имею, что из этого получится, во что это выльется. Тем интересней. Узнаем в воскресенье на концерте, если придёте. Приходите, я приглашаю, приглашаю всех! Это большая радость – играть музыку для людей. Я ЛЮБЛЮ играть музыку для людей!
Фото из личного архива С. Демченко
31 января, 21:00
The Rock Bar (ул. Красная, 76 а)
(18+)
Группа Immigrantes группа Н.Е.Т. Дмитрий Шутов интервью музыка Сергей Демченко
Last modified: 29.01.2021