Виктория Пьер-Мари – блюзовый луч в попсовом царстве

Виктория Пьер-Мари

Певица, актриса, режиссёр шоу-программ, звезда мировых мюзиклов, обладательница двух золотых медалей Чемпионата мира по искусствам в Лос-Анджелесе и ордена «Кавалер искусств», российская королева блюза.

 

Париж, поющий до зари, давно вошёл в историю.
У нас своя есть Пьер-Мари по имени Виктория!

Солнечная Леди Блюз продолжает доказывать, что ритмы далёкого Запада способны без демонстративной адаптации проникать в сердца россиян и находить в них отклик. В репертуаре дочери камерунского хирурга нашлось место всем обязательным атрибутам джаза и блюза. Вокальное «приданое» дополняет фирменный типаж… Словом, территориальные границы стираются, и мы оказываемся где-нибудь в Бруклине… О магии музыки и о других элементах волшебства с выдающейся вокалисткой современности побеседовал корреспондент «Городской афиши» Дмитрий Шутов.

– Виктория, на тему универсального языка музыки сказано очень много. Однако существует стереотип, что «наш человек» (среднестатистический россиянин) редко западает на зарубежный изыск. Стоит ли говорить, что джаз является исключением?

– Вся музыка мира принадлежит мирянам! (Улыбается.) Человек с детства привыкает к звучанию его местности, и чем больше он ограничен в выборе, тем непривычнее ему отстукивать ножкой под музыку туземцев. Так и жили наши предки во времена «железного занавеса». Слушали только стандарты, установленные «родной партией». Даже приджазованные мелодии официально назывались советской песней. Но в наши дни ситуация разительно изменилась – в России появилось множество радиостанций с музыкой моей жизни, на ведущих каналах телевидения звучит львиная доля зарубежных произведений. Всё меняется и развивается. Фирма набирает обороты. Господин Джаз, имеющий «мулатистую» фактуру, пожалуй, один из самых универсальных жанров – он принят и понятен во всём мире!

– Продолжаем разговор. Вокалисты нередко сравнивают свою деятельность со спортом. Вы тоже не раз говорили о том, что конкурсы способствуют прогрессу певца. Есть и альтернативное мнение: якобы, соревнования в творчестве – не самая удачная идея, поскольку в искусстве очень сложно говорить об объективности. 

– К слову сказать, я сама некогда была участником именно Чемпионата мира по искусствам. Как это ни назови – олимпиада или конкурс, – в основе всё равно состязание. Победитель определяется здесь и сейчас. Однако не стоит думать, что это несгибаемая позиция. Любой чемпион, победив один раз, должен постоянно подтверждать своё первенство. И, если учесть, что связки – это тоже мышцы и что они крепнут, то вокальный баттл вполне можно назвать спортом.

Виктория Пьер-Мари

– Блюз и джаз требуют соответствующей атмосферы. Прослушивание такой музыки, лично для меня, сродни ритуалу. Но это моё восприятие – как слушателя. Присутствуют ли подобные ощущения у исполнителя?

– Моя музыка, к примеру, требует стадиона, потому что я исполняю современный и прогрессивный саунд, под мощную духовую секцию «Пьер-Мари бэнда», музыкальный руководитель которого – Андрей Власов –занимается аранжировками – от ритм-энд-блюза до фанк-рока, от фьюжна до айрен-би, нередко с ритмами латины. И всё это – в обрамлении зажигательных танцев. Я всегда делаю шоу, направленное на подъём энергии у зрителя. Исполнитель создаёт свою персональную атмосферу. У джаза, как и всех жанров, много разных настроений, и каждый выбирает своё. Моя атмосфера – радость!

– Некоторые музыкальные жанры традиционно причисляют к «интеллектуальным». Между тем джаз (собственно, как и ответвления от него) является неотъемлемым элементом мировой массовой культуры. Есть ли, на ваш взгляд, какая-то связь между популярностью и умышленным упрощением мелодии (естественно, речь не о вас, а об абстрактном персонаже)?

– Сложность джазовых пьес заключается не в мелодии, а в гармонии, которая вся пронизана многофункциональным звучанием аккордов и хаотичными ритмами. А сама мелодия может быть и простой, и сложной, при этом не менее красивой. Популярность песни зачастую обусловливается смысловой нагрузкой, заложенной стихами. Какая-нибудь фраза-паразит, наподобие «Я беременна, это временно…», мгновенно прилипает к уху и делает простенькую мелодию хитом. (Смеётся.) Если изменить текст в этой композиции на более благородный, то мелодия в данной песне останется незамеченной.

Виктория Пьер-Мари

– И заключительный вопрос. Многие предполагают, что развитие шоу-бизнеса происходит волнами. То есть, скажем так, золотые времена любых музыкальных жанров могут вернуться. Нечто подобное переживали хип-хоп, рок, нью-вейв… Со стороны кажется, что у джаза ситуация стабильная. Или он тоже имеет склонность к таким реинкарнациям?

– Джаз заслуженно называют второй классикой, так как он во все времена – от момента рождения до сегодняшнего дня – исполнялся неизменно живыми звуками, настоящими чувствами, раскованно и интеллигентно, сексапильно и приватно. В кино, когда режиссёры хотят подчеркнуть сцену страсти, любви и нежности, то в основном используют звуки развратного джаза. (Игриво улыбается.) Спектакль «Шерше ля фам», который я поставила по пьесе Андрея Курейчика «Осторожно, женщины!», также «одет» в джазовый жанр. Благодаря этой музыке постановка задорной комедии стала очень стильной и гламурной. Все мизансцены оживились и заиграли мощной энергетикой. Разумеется, немаловажен и актёрский состав, в который вошли Роман Полянский, Юрий Анпилогов, Лариса Вербицкая, Юлия Беретта и ваша покорная… Все мы движемся, поём, танцуем и говорим на языке джаза – импровизации. Так что, добро пожаловать к нам на выступления и помните: «Где ваши мысли, там и вы сами. Постарайтесь быть всегда в хорошем месте!» #пьермаризмы

С трепетом и обожанием к вам, дорогие читатели, ваша ПьерМарЕвна! (Задорно смеётся.)

Дмитрий Шутов

Фото из личного архива В. Пьер-Мари

Last modified: 23.10.2020