10 принципов святочного рассказа. Инструкция для любителей читать и писать

Рождественская открытка

Этот текст лучше начинать читать, когда вас утомили новогодние праздники и хочется оригинального развлечения, а в голову ничего не идёт. Сочините святочный (он же рождественский) рассказ. Их за XIX и XX века написано множество – любой мало-мальски уважающий себя писатель создал такую историю. Мы собрали основные принципы святочного рассказа, опираясь на которые вы можете придумать свой собственный.

1. Чудо

Святочный рассказ по природе своей чудесен, потому что такова сама история непорочного зачатия и рождения Иисуса Христа. Гофмановский «Щелкунчик», «Рождественская песнь в прозе» Диккенса, «Снежная королева» Андерсена и гоголевская «Ночь перед Рождеством» – классические святочные сюжеты. В них оживают куклы, призраки разговаривают с обычными людьми, осколок волшебного зеркала, попадая в глаз, меняет картину мира, а чёрт крадёт луну. Но чудеса могут иметь и своё объяснение. К примеру, в «Девочке с китайскими зажигалками» Сергея Лукьяненко нищенка, встреченная олигархом у станции метро, оказывается путешественницей во времени, которой надо вызволить из беды отца. В «Рождестве» Владимира Набокова умирает мальчик, его отец, подавленный депрессией, целыми днями сидит в пустой детской. И вот в Сочельник (когда дом сильно протопили) в одной из банок, принадлежавших его сыну, увлекавшемуся энтомологией, из куколки рождается бабочка. Ребёнок сотворил чудо после смерти – послал отцу весточку из рая.

2. Детективная интрига

Ничто не мешает сделать святочный рассказ детективом. Мало того, этот ход уже опробовали классики. К примеру, потерял мужик в столкновении со шпаной жирного рождественского гуся. Полицейские гуся съели и нашли редкий бриллиант. Откуда он в гусе? Почему мужик не объявился? Что тут вообще происходит? На эти вопросы предстоит ответить мистеру Шерлоку Холмсу в рождественском рассказе Конан Дойла «Голубой карбункул». Или вот ещё – узнали в обществе известного детектива Эркюля Пуаро и решили разыграть. Девушка прикинулась трупом. Глядь, а шутка обернулась настоящим преступлением. Это уже история Агаты Кристи «Приключение на Рождество».

3. Меняющийся герой

Изюминкой рассказа может стать изменившийся к финалу главный герой. Меняется Скрудж Диккенса. У скряги и «сухаря» появляются чувства, когда привидения показывают мир, в котором его нет. Перерождение постепенно, но неумолимо. Меняются чеховские «Мальчики»-гимназисты, решившие на Рождество махнуть в Америку – охотиться на бизонов. Если Володю их недолгая одиссея на вокзале приводит к раскаянию, то Чечевицына, как прирождённого лидера, это испытание только закаляет. Закаляется и характер андерсеновской Герды, прошедшей через множество препятствий в поисках Кая.

4. Юмор

Да, святочный рассказ может быть смешным. И «Ночь на кладбище» Антона Павловича Чехова – тому пример. Заснул, скажем, подвыпивший герой рассказа, сами понимаете из заголовка – где, а проснулся в полицейском участке. Или пришёл герой (чеховской же «Страшной ночи») домой, а там гроб! Страшно? Нет, смешно! Но не будем раскрывать интригу, оставим для самостоятельного чтения. Ещё один забавный и при этом трогательный сюжет предложил Валерий Брюсов в новелле «Дитя и безумец». Маленькой девочке рассказали в Сочельник историю Христа. Она её настолько тронула, что девочка ночью, когда все заснули, выскользнула из дома и пошла пешком в Назарет. Встреченный по пути старичок взялся показать дорогу. Оказалось, он, как и девочка, сбежал, только не из дома, а из психбольницы. В «Ёлке с сюрпризом» О. Генри дело происходит на Аляске во время «золотой лихорадки». Решил разбогатевший старатель устроить в маленьком городке «ёлку» и детей подарками одарить, да вот беда – ребятишек в той дыре нет вообще. Нашли ему, правда, одного странного ребёнка с папиросой во рту, не верящего в Санта-Клауса и страстно желающего получить в подарок настоящее ружьё для охоты… Добавьте и в свою историю немного абсурда и пару отменных шуток – они святочному рассказу не повредят.

5. Сон

Сон – элемент не обязательный, но очень колоритный. Все со школьной скамьи помнят сюрреалистические сны пушкинской Татьяны и Светланы Жуковского. Во многих рождественских рассказах сон используется как реальное обрамление волшебной истории. Добыл герой Лескова неразменный рубль и пошёл торговать одно, другое, третье, и после каждой покупки рубль обратно в карман возвращался… Читая, мы интуитивно  понимаем, что находимся во сне героя, но стремимся узнать, чем же всё это кончится. Лидия Чарская вводит интригу уже в заголовке своего рассказа – «Ёлка через сто лет». Написан он век назад, следовательно, герой в своём сне видит наше время. Каким оно грезилось людям Серебряного века? Насколько «прозорливыми» оказались их мечты?.. Сегодня этот текст обрёл новые подсмыслы.

Рождественские открытки

6. Полёт

Ещё один, казалось бы, незначительный элемент. Но почему бы и не полетать под Рождество! Можно на чёрте, как кузнец Вакула, отправившийся в Петербург к царице за черевичками для своей жинки, а можно просто с призраками, как Скрудж, – делов то! Героя же Саши Чёрного из рассказа «Самое страшное» перебросили через забор старшеклассники. Так смущённый мальчик прилетел в женскую гимназию и приземлился в сугроб перед толпой недоумевающих гимназисток. Тоже вполне себе рождественский полёт.

7. Неожиданная развязка

Вообще-то, она важна для любого рассказа, а для святочного – тем более. Помните, что большую часть текста вы описываете правила вашего мира, а в конце их нарушаете – это формула хорошего рассказа. Вот герои мопассановского «Сочельника» по дороге в церковь заезжают в дом погибшего вчера крестьянина, но родственники наотрез отказываются показать покойного. Можно держать пари, мало кто сможет догадаться, в чём тут дело. Или другой рассказ – «Привидение в Инженерном замке». Понагнал в нём Лесков мистики, а в конце – с лёгкостью всё объяснил. Интересна структура рассказа «Ангелочек» Леонида Андреева. Мальчик из бедной семьи попал на «ёлку» для богатых и раздобыл фигурку ангелочка. Он принесёт её домой и повесит в комнате. Но наутро игрушки на месте не окажется, и мальчик не сразу поймёт, что с ней произошло. Читатель же узнает это сразу – его автор оставит в комнате, когда уснёт мальчик.

8. Праздничное угощение

Ну помилуйте, куда без этого! Жареная птица и пудинг на праздничном столе волновали английских писателей не меньше, чем характеры их героев. Да взять хотя бы вот это описание из «Рождественской песни»: «Нет, не бывало ещё на свете такого гуся! Боб решительно заявил, что никогда не поверит, чтобы где-нибудь мог сыскаться другой такой замечательный фаршированный гусь! Все наперебой восторгались его сочностью и ароматом, а также величиной и дешевизной». А вот это, из «Бедного принца» Куприна, нам более близко: «– Рождество твое, Христе боже наш… <…> и с каким наслаждением он ел на ходу кусок толстой холодной малороссийской колбасы с чесноком, от которой мёрзли зубы…» Ну а если пишет женщина, то вообще можно слюной захлебнуться. Например, у Агаты Кристи девчонки спорят, кто сможет съесть шесть пирожков за раз. Победитель получает три порции бисквита и две – пудинга с изюмом.

9. Социальная направленность

Вводить социальную линию в рождественский рассказ додумался Диккенс – и понеслось! Андерсен придумал замерзающую на морозе девочку, греющуюся спичками, Достоевский – алчных стариков, которые ходят по детским балам и присматривают себе богатых невест («Ёлка и свадьба»), Джанни Родари отправил в путешествие «Голубую стрелу» – игрушечный поезд, который несётся в Сочельник по мостовой, развозя игрушки бедным детям. От социальной неустроенности страдают герои рассказа О. Генри «Дары волхвов» – семейная пара, которой не на что купить друг другу подарки. Если вы социально активный человек и не можете не бичевать язвы этого мира даже в праздники – вперёд, святочный рассказ может быть и таким.

10. Святочный антураж

Это, как вы понимаете, неизменный атрибут всех подобных рассказов. Если остальные принципы можно выбирать по желанию, остановиться на одном из нескольких, то праздничный антураж – совершенно необходим для святочного рассказа, иначе он, рассказ, перестанет быть святочным! Ёлка, гости, подарки, огни витрин – берите горстями праздник и швыряйте его на белые страницы!

 

Владимир Бегунов

Дореволюционные рождественские открытки из личной коллекции Ольги Карслидис

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар»
(№1, январь 2020 г.)

Last modified: 31.01.2020