115 автопортретов к 115-летию

Арт, Статьи

Н. Л. Райбац «Воскресный натюрморт». 1988 г.

22 мая в 16:00 впервые в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф. А. Коваленко, отмечающем в этом году 115-летний юбилей, открывается выставка автопортретов, представленная 115 произведениями российских и кубанских авторов из фондов музея, Художественной галереи «САНТАЛ», Северокавказского филиала Государственного музея искусств народов Востока и частных коллекций. Журнал «Городская афиша» выступает информационным партнером мероприятия, на котором можно будет взять свежий номер издания.

Фото: Рекламный дом Кубани

В основу экспозиции легла идея показа в автопортрете выразительных возможностей образного решения жанра, ретроспективы художественного воплощения «Я» мастерами изобразительного искусства прошлого столетия.

Словно на одной странице истории, в начале ХХ столетия на Кубани и в Черномории собралось, говоря высоким слогом, «в состоянии положительной комплиментарности», множество одарённых и чрезвычайно деятельных людей, которых Л. Н. Гумилёв называл «пассионарными натурами». Вследствие чего пыльный, словно дремавший в послеобеденном жарком забытьи провинциальный Екатеринодар неожиданно проснулся. В особняке инженера-путейца Батырбека Шарданова, отданном в аренду под Екатеринодарскую городскую картинную галерею, её основателем Фёдором Коваленко с завидным постоянством устраивались осенние и весенние художественные салоны.

В галерее экспонировались и продавались картины местных художников, ироничный «ретропарадиз» петербургского объединения «Мир искусства» и язычески мощная живопись московского «Союза русских художников». Стало быть, у них здесь были свои ценители и покупатели. Вместе с гастрольными концертами Александра Скрябина и Сергея Рахманинова, теософской литературой в галерейной библиотеке и стихами Максимилиана Волошина салонные выставки-продажи создавали неповторимый «плезир дю текст» нашего «маленького Парижа».

Н. В. Харитонов. 1910-е гг.

Плотность его культурного «заселения» в ту пору была удивительна: в нескольких кварталах помещалась школа рисования Евгения Посполитаки, в доме генерала Назарова, где располагалось офицерское собрание, экспонировалась выставка столичных художников-передвижников, рядом с художественным кружком при картинной галерее продавались роскошные альбомы издательства «Кнебель». В отцовском генеральском доме жил «учившийся за казённый счёт в Императорской Академии художеств» Пётр Косолап, а неподалёку снимал студию «русский барбизонец» Иван Похитонов. На этом «цивилизационном» фоне замечательно смотрелся открытый в 1907 году памятник императрице Екатерине II и казачьим старшинам – последний шедевр академика М. О. Микешина, наделённый автором потрясающей в своей избыточности пластикой. Неудивительно, что первые кубанские автопортреты были написаны почти одновременно с первыми удачными портретами кубанцев, деятельно начинавших «столыпинскую капитализацию» Юга Российской империи. Потом судьбы первых художников стали нерасторжимой частью апокалипсической истории Гражданской войны на Кубани, а позже – Великой Отечественной войны.

Выпускник Императорской Академии художеств Николай Харитонов участвовал в коваленковских выставках с 1907 года, главным образом, великолепно написанными женскими портретами, но основной удачей, навсегда вписавшей его имя в историю кубанской культуры, стал «Портрет Ф. А. Коваленко», создателя первого на Северном Кавказе музейного собрания. «Автопортрет» художника Н. В. Харитонова, как показало время, лучшего на юге России мастера портретной живописи, – словно прощание с родиной. Спасая свою семью, он эмигрировал из Новороссийска вместе с отступающими частями Добровольческой армии.

Недавно Нина Антоновна Стрижова, директор галереи «САНТАЛ», счастливо обрела «Автопортрет» известного театрального художника и педагога Якова Гарбуза, учившегося в начале XX века в Екатеринодарской школе рисования, затем – в Петербургском училище барона А. Л. Штиглица, у Леона Бакста, с которым они также вместе работали в дягилевской антрепризе – знаменитых «русских сезонах». Портрет написан, вероятно, в 1919 м – начале 1920-го, когда Екатеринодар на полтора года стал столицей европейской части России. В день 115-летия ККХМ им. Ф. А. Коваленко, 11 апреля 2019 года, Н. А. Стрижова подарила эту картину музею.

Г. А. Булгаков. 1996-97 гг.

Вся жизнь ученика Якова Гарбуза – Петра Ружейникова – была связана с родным Краснодаром. В 1938 году его по рекомендации преподавателей Краснодарского художественного училища приняли в Союз художников СССР. Вероятно, именно по этому знаменательному случаю он и написал свой автопортрет… В начале 1943 года, когда войска Северокавказского фронта по льду Кубани прорывались к центру Краснодара, одним из штурмовых батальонов командовал капитан Пётр Ружейников, награждённый именным оружием, тремя орденами и боевыми медалями…

Народного художника РСФСР Василия Нечитайло заслуженно называют «певцом Кубани». После окончания с отличием Краснодарского изотехникума его приняли сразу на второй курс Московского института изобразительного искусства. С 1946 года он каждое лето приезжал с этюдником на Кубань, где собирал материалы для многофигурных композиций. Он написал множество великолепных пленэрных портретов, среди которых самый знаменитый – «Любочка-почтальон». Автопортретный же этюд написан в 1980 году, в последний приезд академика В. К. Нечитайло на Кубань.

У заслуженного художника РСФСР Григория Булгакова, автора картины «Колумб российский. Григорий Шелехов на Дальнем Востоке», лучшей в истории кубанской живописи, не было академического художественного образования. Солдат-пехотинец, награждённый орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги», он после войны поселился в Краснодаре. В эти годы им был написан первый «Автопортрет», полный упрямой веры в собственное замечательное предназначение.

С. Д. Воржев. 1980 г.

По многообразию художественных проявлений 70–80-е годы ХХ века были самым плодотворным временем для кубанского искусства. Построение «медуновского варианта коммунизма на отдельно взятой территории Кубани» захватило художников. Краснодар превратился в университетский город с домами-высотками, появились Кубанское водохранилище и гигантские рисосовхозы, а в них сельские картинные галереи с дипломированными искусствоведами. На выставке «барочную избыточность» художественной жизни той поры, её стилевую подвижность можно будет увидеть через образы самих создателей…

Борис Воронкин для подлинной «исповедальности» в «Автопортрете» использовал укрупнённый кинокадровый обрез, намеренно шершавую фактуру крупнозернистого холста и корпусную кладку мазков, состоящих из красочных смесей, словно замешанных на гранитной пыли и положенных жёсткими кистями и мастихином.

Стилистически близким к нему можно считать фрагментарно воспроизведённый «Автопортрет» художника-монументалиста Валентина Папко, автора грандиозной смальтовой мозаики на стене краснодарского «Дома книги», ставшего позже заслуженным художником России. Художником мастерски использованы плоскостные пластические приёмы «сурового стиля» и синтетическая темпера в качестве материала для живописи. С той же темперы, но использованной более архаично, начиналась, например, известность Василия Монастырного. Его «Строители Кубанского моря» были технологическим прорывом для целого поколения кубанских художников.

Занимательная фольклорная или ретроспективная компонента применена сразу в нескольких автопортретах, созданных в те годы. Два будущих заслуженных художника России, во многом определивших своеобразие кубанского изобразительного искусства последних десятилетий, Сергей Воржев и Алексей Паршков, «переместились» один в Московскую Русь, приодевшись в диковинную шапку-тиару, другой – в скромные монастырские послушники.

Г. Т. Клюжин. 1989 г.

Блестяще образованный и необыкновенно талантливый книжный график Владимир Вторенко, вошедший в мировую энциклопедию мультипликации, предстал на холсте в образе помощника великого первопечатника Ивана Фёдорова. Думаю, здесь уместно вспомнить слова посла Нидерландов: «Меня пригласили в Краснодар на сельскохозяйственную выставку, однако я не ожидал увидеть здесь такую великолепную портретную живопись». Ранний автопортретный этюд Михаила Архангельского и карандашный набросок Игоря Ведерникова композиционно просты и намеренно непритязательны, словно их авторы ещё не ведают, какая «бульдозерная» живописная мощь таится до поры в первом из них, и в какие «чуткие шорохи» уйдёт живопись другого.

Автопортреты заслуженного деятеля искусств Кубани Григория Кравченко, многолетнего преподавателя худграфа КубГУ, отчасти шутливо соревнуются с автопортретами самого Рембрандта Хармеса ван Рейна, который написал их более ста. Григорий Устинович мог себе позволить эту непревзойдённую школу мастерства, открыто продемонстрированную. Как показало время и его посмертная выставка, он был лучшим на Юге России портретистом трёх последних десятилетий.

После крушения советской «империи» художники выпали из жёсткой системы идеологических координат. Для кубанского изобразительного искусства наступила пора стилевой чересполосицы и автономного существования, а сами картины и графические листы превратились в необыкновенно выгодный экспортный товар. Рыночная диалектика требовала успешности любой ценой, в том числе за счёт утраты творческой идентичности, когда успех бессовестно тиражировался до бесконечности.

Е. И. Саяпина. 2000 г.

«Автопортрет» выпускника худграфа Валерия Рыжкова написан в 1993 году, в самом начале его пребывания на арбатском «рыночном сквозняке», в целом не оказавшемся для него фатальным. Художник изобразил себя сосредоточенно замкнутым, словно готовым к пошлым превратностям рыночной судьбы. У Виктора Коваленко был иной уход от конформизма, он упрямо остался в профессии – ведущим преподавателем в Краснодарском художественном училище. На «Автопортрете» он внешне импозантен, только глубоко под шляпой спрятана душа художника. Впрочем, его стойкость оказалась оправданной, а работы его выпускников были подлинным украшением недавнего регионального конкурса «Молодая палитра».

Позже для постмодернистской стилистики стало характерным отсутствие внутренней гармонии. «Бабье лето» Юрия Пономаренко, полное эпикурейской радости бытия, да ещё тонко стилизованный, но пока согретый детской теплотой души «Автопортрет» Игоря Пугача, по сути, редкое художественное исключение.

Процессу становления кубанского изобразительного искусства в качестве самобытного, узнаваемого явления более ста лет, отразивших, как в капле воды, эстетические, идеологические и пластические «вызовы эпохи», которые впервые будут показаны на выставке через автопортреты художников. Кубанским авторам в «прокрустовом изяществе» современного им бытия не удалось найти достойных репрезентативного портрета заказчиков, видимо, ввиду современного дефицита на пассионарные личности. Зато, вглядываясь в себя, может быть, иногда даже вынужденно, они смогли сохранить душу, отмеренный судьбой талант и полученные профессиональные навыки. Стало быть, говоря словами В. С. Высоцкого, многим из них «есть что спеть, представ перед Всевышним, им есть чем отчитаться перед Ним».

Иван Ващенко, эксперт по художественным ценностям Министерства культуры России, почётный член Российской академии художеств

Автопортреты из фондов художественной галереи «САНТАЛ» и ККХМ им. Ф. А. Коваленко

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 5, май, 2019 г.).

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 30.05.2019