Феерия первого дня фестиваля GG Jazz

Музыка, Статьи

Квартет Ларса Даниельсона / Фото: Роман Матыцин

Первый день VII Международного фестиваля джаза GG Jazz, который в очередной раз проводит Творческое объединение «Премьера» (со 2 по 4 ноября), изначально обещал быть весьма презентабельным и насыщенным. Заявленные артисты – шведский джазовый басист и альтист Ларс Даниельсон и американская группа из Нью-Орлеана The Stooges Brass Band – это уже хорошо известные имена.

Нордический джаз, исполняемый Ларсом Даниельсоном – явление, давно знакомое поклонникам этого вида музыкального искусства, особенно в Скандинавии. Музыкант записал большое количество пластинок и в составе своей группы, и в рамках коллаборации с другими известными джазменами, такими как Билл Еванс и Нильс Ландгрен. Как и другие записи в подобном стиле, это довольно меланхоличная, чуть холодноватая и по-европейски перфекционистская музыка.

В отличие от неё, материал The Stooges Brass Band – это бурлящий поток, который смиксован из олдскульного, классического свинга а-ля Луи Армстронг, современного фанка и модных ныне хип-хопа и R’n’B. На пресс-конференции лидер нью-орлеанцев Уолтер Рамси рассказал, что группа была создана как некий мост между старинным классическим свингом и нынешними стилями для того, чтобы молодёжь не забывала о той великой музыке, которую создавали Армстронг, Дюк Эллингтон и Каунт Бейси. При этом трубач назвал Майлза Девиса не самым лучшим музыкантом, но хорошим менеджером, чем вызвал шок у некоторых журналистов. Но, с другой стороны, нельзя не учитывать тот факт, что джазовое сообщество, как и любое другое, делится на кланы и, возможно, джазмены из Нью-Орлеана, который славится своим классическим свингом, недолюбливают джазменов из Нью-Йорка. В хип-хопе ведь так и было, вспомним войны западного и восточного побережий…

Илья Филиппов / Фото: Роман Матыцин

На сцену вышел руководитель краснодарского биг-бенда Георгия Гараняна Илья Филиппов и объявил фестиваль открытым. Чем интересен и удачен первый день фестиваля GG Jazz, так это своими контрастами. Квартет Ларса Даниельсона, в данный концертный состав которого вошли известный джазовый пианист Грегори Прива и не менее известный джазовый гитарист из Великобритании Джон Паричелли, вышел и заиграл программу, в основном состоящую из материала прошлогоднего альбома Liberetto III. Это очень гладкая, до мелочей выверенная музыка, которая хоть и называется contemporary jazz, но, скорее, напоминает современную неоклассику с джазовой структурой. Зал благоговейно замер, слушая этот сдержанный, рафинированный и одновременно мощный, энергетически насыщенный материал. Сами музыканты, конечно же, были на высоте и демонстрировали высший пилотаж европейской джазовой формы. Сам Даниельсон сценически оказался весьма эффектным фронтменом, если его можно так назвать.  Чувствовалось, что он главный на сцене и коллектив подчиняется ему, да и мимически он всячески демонстрировал своё доминирование, напоминая дирижёра, который руководит не руками и палочкой, а своим лицом. Квартет очень воздушно и одновременно весомо отыграл свою программу, ещё раз показав силу такого самобытного явления, как скандинавский джаз.

The Stooges Brass Band / Фото: Роман Матыцин

Далее на сцене появились американцы The Stooges Brass Band и, как говорится, началось. В противовес гладкой и эстетской музыке Ларса Даниельсона группа из Нью-Орлеана сходу стала выдавать очень шумную программу, напоминающую карнавальное шествие в её родном городе. Сразу же взяв зал под уздцы, музыканты не давали передохнуть публике ни на минуту, взрывая воздух своей мощной смесью духового свинга, фанка и хип-хопа. Как и обещал лидер коллектива Уолтер Рамси, это действительно был мост между классикой джаза и современностью. При этом из всех вышеперечисленных стилей был выжат самый цимес в плане бешеной, шероховатой энергетики. Подача у группы исключительно площадная: музыканты играют на своих инструментах, поют, читают рэп и устраивают перформанс с обязательным выходом в зал в целях контакта с аудиторией. Собственно, атмосфере бесшабашного и весёлого праздника подчинено всё шоу коллектива, который сочетает технический профессионализм и сценический артистизм. Одним словом, своим шоу, свингом и мощной энергетикой The Stooges Brass Band подняли краснодарскую публику со своих сидений и заставили танцевать и водить карнавальные хороводы. Лучшего завершения первого фестивального дня и быть не могло. Эдакий контрастный душ для плавного и весёлого вхождения в выходные.

Хочется подчеркнуть, что Международный фестиваль джаза GG Jazz – это действительно явление в культурной жизни не только юга России, но и всей страны. И, конечно же, мы должны ценить это, не стесняясь говорить спасибо ТО «Премьера», ежегодно устраивающему для горожан настоящий праздник музыки.

Роман Матыцин

Фоторепортаж с первого дня фестиваля смотрите здесь: Открытие GG Jazz Festival VII (фоторепортаж).

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook

ВКонтакте

Instagram

Одноклассники

Last modified: 05.11.2018