Экспонаты музея.

Кино здесь всё ещё живёт

«Мы вышли все на свет из кинозала», – писал Иосиф Бродский, как бы развивая тезис Ленина о том, что кино является важнейшим из искусств. На протяжении последних ста лет кинематограф действительно только и делал, что доказывал это. Возникни он во времена Эллады, для него бы наверняка придумали собственную музу и запечатлели в камне. А в отсутствие таковой мы попытались сделать подборку краснодарских адресов, исторически связанных с кино.

На заре кинематографа.
Физико-оптический магазин Самарского

Это ещё не кино, а его предвестие. Екатеринодарский изобретатель Алексей Доминикович Самарский в XIX в.
в городе был человеком известным. Он придумал свой электрический звонок и телефон, которые пользовались спросом у жителей и были дешевле зарубежных аналогов.

Красная, 19. В этом доме на перекрёстке ул. Красной и Штабного переулка (ныне ул. Комсомольская) показывал свой оптический аттракцион А. Д. Самарский. 1888 г.

Красная, 19. В этом доме на перекрёстке ул. Красной и Штабного переулка (ныне ул. Комсомольская) показывал свой оптический
аттракцион А. Д. Самарский. 1888 г.

В августе 1894 года Самарский в своём физико-оптическом магазине удивлял горожан «выставкой живых фотографий». Это распространённое в то время развлечение, придуманное англичанином Эдвардом Мейбриджем. Фотограф делал несколько снимков какого-либо объекта в движении, потом устанавливал их по кругу в специальном аппарате. Круг вращался, и зритель, заглянув через специальное окошко, мог увидеть в каждом аппарате по одной движущейся картине – марширующих солдат, скачущую лошадь, бегущую собачку и пр.
Главный принцип кинематографа: один большой экран и сидящие перед ним зрители в следующем 1895 году представили миру Люмьеры, а «екатеринодарский хронограф» (термин Самарского) остался в истории как любопытный факт местной истории.

 

Шик и блеск электробиографа «Мон Плезир»

Вы не поверите, но Екатеринодар в начале XX века был самым продвинутым киногородом в России. В 1907 году здесь открылся крупнейший кинотеатр с самым обширным репертуаром в стране. Потом количество электробиографов (так раньше назывались кинотеатры) росло как на дрожжах. Через четыре года их было уже девять, а в газетах писали, что кинематограф доставляет неудобства местным жителям. Тогда у зрителей была привычка, отправляясь в кино, привязывать на улице возле кинозала собак (с животными на сеанс не пускали). Собаки, ожидая хозяев, лаяли и портили газоны.

Красная, 27 Кинотеатр «Кубань». 1964 г.

Красная, 27 Кинотеатр «Кубань». 1964 г.

Самый шикарный электробиограф в городе «Мон Плезир» на полторы тысячи мест открыл в 1910 году предприниматель Демосфен Чеймазиди. Днём это был скетинг-ринк, где местные мажоры катались на роликах, а вечером – кинозал. Кстати, засилье электробиографов чуть не привело к энергетическому коллапсу в городе. Мощности муниципальной электростанции не хватало – кинозалы буквально сжигали её за один сеанс. Этот вопрос обсуждался на одном из заседаний гордумы. Депутаты нашли решение – запитывать кинотеатры от подстанции городского трамвая.

А «Мон Плезир» пережил революцию, войну и сохранился до наших времён. В нём сейчас располагается модный бутик. Именно здесь выступал со стихами Маяковский, когда приезжал в город в 1926 году. Во время оккупации здесь смотрели кино немецкие солдаты и офицеры, а после освобождения Краснодара здесь же судили пособников фашистов. В разное время кинотеатр назывался «Великаном», «Кубанью»
и «Кварталом».

Мятежный броненосец в женской гимназии

В 1925 году премьера самого кассового советского фильма того времени «Броненосец «Потёмкин» состоялась в здании бывшей первой женской гимназии. Построил гимназию в 1888 году местный архитектор Василий Андреевич Филлипов, тот самый, который возвёл в Екатеринодаре триумфальную арку и обелиск, посвящённый двухсотлетию кубанского казачества.

Большой зал гимназии был своеобразным культурным центром. Здесь проходили гастроли театра Ла Скала, читал стихи Игорь Северянин, выступал с рассказами Александр Серафимович.

Красноармейская, 52 Женская гимназия. 1905 г.

Красноармейская, 52 Женская гимназия. 1905 г.

Выбор места для показа фильма о мятежном судне более чем символичен. Автором сценария «Броненосца «Потёмкина» была екатеринодарка, выпускница этой гимназии Нина Агаджанова.
Кстати, первая работа Агаджановой в кино состоя-
лась задолго до встречи с режиссёром картины Сергеем Эйзенштейном, летом 1909 года. Как вспоминала сама Нина Фердинандовна в мемуарах, с работой тогда в Екатеринодаре было сложно, и ей подсказали пройти прослушивание на тапёра в биограф Боммера, располагавшийся на улице Красной. Прослушивание проходило прямо в зале во время сеанса. «Я слушала, многие играли хорошо, но их музицирование и фильм не составляли полного единства. Они исполняли классическую музыку, которая никак не подходила к происходящему на экране», – рассказывала Агаджанова. Она же внимательно вглядывалась в экран, следила за действием, старалась предугадать, что будет дальше. Музыка, которую исполняла Нина Фердинандовна, была импровизацией, сочинённой по ходу действия, в зависимости от происходящего на экране. Её взяли на работу. По сути, хороший тапёр, каким была Агаджанова, занимался тем же, чем звукорежиссёр в звуковом кино десятилетия спустя.

Во время Великой Отечественной войны гимназия была разрушена. После восстановления в здании размещалась спецшкола лётчиков. Потом до переезда в новое здание на улице Ставропольской здесь находился Краснодарский педагогический институт, ныне Кубанский госуниверситет. Сейчас в этом здании располагается лингвистическая школа-гимназия № 36.

Дом «звезды немой фильмы»

Сейчас здесь находится Художественная галерея «САНТАЛ», а когда-то в этом доме жила звезда немого кино Ирина Володко (в девичестве Кулешова). Правда, было это уже на излёте её славы, которая, казалось, не померкнет никогда…

Девочка из провинции впервые появилась на большом экране в 1927 году, сыграв Наталью Гончарову в фильме Владимира Гардина «Поэт и царь». Картина была хитом, но у неё были и противники. Маяковский в прессе выступал со статьями о недостоверности образа Пушкина и исторических киноляпах в фильме, но зрителей у «Поэта и царя» от этого не убавлялось. В следующем году роль в экранизации тургеневской «Аси» закрепила славу Володко как драматической актрисы. Последовали роли в фильмах «Седьмой спутник» (1928), «Человек с портфелем»(1928), «Кавказский пленник» (1930), «Город в степи»(1932), «Строгий юноша»(1936) и др. Поклонники, цветы, аплодисменты, новые роли, свет софитов, стук хлопушки, а потом всё в одночасье оборвалось. Из звёзд немого кино только единицы смогли вписаться в звуковой кинематограф. Володко была не в их числе. Ролей становилось всё меньше, они были уже небольшими. К примеру, у Эйзенштейна в «Иване Грозном» (1945) она мелькнула в эпизоде, сыграв придворную Сигизмунду, но её даже забыли указать в титрах.

Коммунаров, 58. Фото Анны Ивановой

Коммунаров, 58.
Фото Анны Ивановой

Волей судьбы Ирина Николаевна Володко осенью 1969 года оказалась в Краснодаре, в доме по
ул. Коммунаров, 58, где жили её сестра Елена и племянница Тамара с семьёй. От недостатка средств подрабатывала натурщицей в художественном училище. Однажды актрису увидел давний почитатель её таланта, работник краснодарского драмтеатра Дмитрий Вайль. Его статья «Рядом с нами» в журнале «Советский экран» всколыхнула кинокруги. Никто не знал, что звезда 1920–30-х годов жива. Её позвали в Москву, и до конца своих дней Ирина Володко работала в Доме ветеранов кино. После смерти актрисы в 1989 году урна с её прахом была доставлена в Краснодар и подхоронена к могиле её сестры Елены на Славянском кладбище.

Сегодня руководство галереи «САНТАЛ», находящейся в доме артистки, бережно относится к её
наследию. 16 февраля открылась выставка «Портрет на полотне эпохи». К 110-летию актрисы подготовлено издание о судьбе женщины поразительной красоты, образ которой запечатлён в 18 кинолентах, с воспоминаниями её близких, отразившими историю Екатеринодара и все перипетии ХХ века.

Будущий музей кино

«Кубанькино» со своими двумя небольшими зрительными залами (на 13 и 32 человека ) для влюблённых в кинематограф краснодарцев является культовым местом. Здесь можно посмотреть старые фильмы и новинки проката, которые иногда крутят на плёнке.

Ленина, 89. Кубанькино. Фото из архива «Кубанькино»

Ленина, 89. Кубанькино.
Фото из архива «Кубанькино»

В фильмохранилище «Кубанькино» более полутора тысяч лент на бобинах. Они собираются с 1929 года, то есть с того самого момента, когда в крае был основан комитет по кинофикации. Но полным ходом всё заработало после открытия в 1932 году краснодарского филиала ростовской конторы кинопроката, к началу Великой Отечественной войны ставшего самостоятельным учреждением. Сначала оно находилось в старинном особнячке на углу улиц Красной и Ленина, а в 1953 году переехало в нынешнее здание. Здесь проходили показы фильмов и творческие встречи с известными актёрами и режиссёрами. В 2009 году «Кубанькино» стало государственным автономным учреждением культуры края.

Попасть в запасники «Кубанькино» можно во время проводимых несколько раз в год акций и экскурсий. Откровенно говоря, на базе этой коллекции, включающей десятки рабочих киноаппаратов разных лет, журналы о кинематографе, огромную машину для реставрации плёнки и многое другое, можно открыть полноценный музей кино. К сожалению, пока он только в планах.

Владимир Бегунов

Исторические фото предоставлены ресурсом
«Съ любовью изъ Екатеринодара – Привет из Краснодара»
www.myekaterinodar.ru

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 1(1), март)

Last modified: 15.08.2018