Моисеев дом: музей на один день

Арт, Статьи


Когда во дворе библиотеки Некрасова к полудню стали собираться люди, соседи отнеслись к этому без одобрения: «Что вы тут забыли, идите на Красную». Но затем распаковались работы, по двору потянулась льняная верёвка, заняли свои места офорты, литографии и акварели – и всё изменилось. И вот уже ветхий дом, не так давно лишившийся своих жильцов, стал Моисеевым домом, музеем-на-один-день.

Дом Моисея – двухэтажное строение из кирпича, возведённое в начале ХХ века и принадлежавшее братьям Давидовичам. Один из них, Моисей Давидович, был канцелярским чиновником и владел сетью аптек. В советское время дом, также принадлежавший семье и выходивший фасадом на Красную, был снесён. А сама эта история оказалась зарытой в недрах архивов, и так бы там и оставалась, если бы не труд Андрея Чугунова.

Итак, экспозиция расположилась прямо по фасаду дома Моисея, никогда до этого не выступавшему в подобном амплуа. В Краснодаре вообще не так много арт-проектов, реализованных вне музейных стен, а ведь они как раз привлекают не только искушённых любителей искусства, но и просто прохожих.

Пастель Дмитрия Прокоповича «Следующий» прямолинейна в своём высказывании, как плакат: на ней изображён собственно Моисеев дом, но через прицел танка. Любопытно, что на такое решение мастера вдохновило посещение соседней детской площадки. Признанные жемчужины краснодарской ведуты – графические работы Надежды Устрицкой (серия «Окна и двери. Посвящение Краснодару») и Ольги Беднаржик (серии «Исчезающий Краснодар» и «Краснодарские улочки»). Тонкий, занозисто-задиристый штрих офорта Устрицкой явил «Здание Сбербанка» на Красной, а в литографии она будто рисует осенними мягкими бликами. Стиль Ольги Беднаржик только на первый взгляд суров, в действительности же она и потёртые ступени спуска, и неряшливые ветви тополей изображает полновесно и плавными контурами. Работы художниц – из коллекции краснодарской галереи «Арт-союз».

Акварель Андрея Серкова – вид, подсмотренный то ли в детстве, то ли только что прямо из соседнего окна, настолько узнаваемы и одновременно нереалистичны синие цветы. Арт-объект Яны Алалыкиной тоже родом из детства – когда можно было рисовать на одежде красками и знать, что за это ничего не будет. Да и как иначе оживить уснувший в отсутствие жильцов дом, если не развешенным арт-бельём? «Несуществующий жилец» Дарьи Тоцкой, обнимающий сенного коника – игрушку суровых, но всё же преисполненных любви времён, будто сделан из полога от мошкары, которым и испугать можно, как привидением…

В экспозицию включена работа краснодарского художника Анатолия Серенко конца ХХ века – степной чертополох мастерски выполнен в технике офорта. Молодые авторы Елена Терешкова и София Кузнецова оперируют самыми яркими красками. У первой это абстракция акрилом без глухих тонов, вторящая городским лианам, у второй – маркерные ведуты об историческом центре, выросшие на эстетике стрит-арта.

Вячеслав Онищенко продемонстрировал целую серию фото краснодарских дворов: без фильтров и прикрас. Облупившаяся краска на окнах – здесь не самое страшное, гораздо хуже, если мы потеряем память об историях этих мест. Между фотографиями – предметы из коллекции «Знатный подстаканник» Ольги Кузнецовой: собственно подстаканники (собрание Ольги известно по всей России), являющиеся символом домашнего уюта и тепла, а ещё чайные бабы и «те самые коврики с оленями». Часть предметов, кстати, датирована временем постройки Моисеева дома. И всё не как в музее. С экспонатами можно было сфотографироваться на память и ощутить их тактильно.

Такие проекты скоротечны, и ясно проступает ощущение, что подобное в этом месте больше не повторится никогда. Что ж, тем ценнее время и его свидетельства – ведь вглядываясь в столетние окна сквозь виноградную лозу можно открыть другого себя.

Дарья Тоцкая, искусствовед
Фото автора

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 21.08.2019