Карп Оганесян: сила слова

Карп Оганесян

Карп Оганесян

16–17 ноября в ТРЦ «Галактика» пройдёт первый на Юге России Фестиваль национальной культуры AsiaBoomFest. Это событие соберёт всех, кто хочет узнать что-то новое об Азии, приобщить к разнообразию мировых культур своих детей и с пользой провести выходные всей семьёй. Среди прочих мероприятий  в рамках фестиваля пройдёт встреча и автограф-сессия с Карпом Оганесяном (16 ноября в 14:00), в прошлом реставратором и священником, сегодня краснодарским двукультурным писателем, лауреатом ВДНХ СССР, автором сонетов и пьес, две из которых – «Вардан. Аварайрская битва: возрождение» и «Тигран Великий и Рим» – увидели свет благодаря Рекламному дому Кубани. О них и о многом другом читайте в нашем интервью.

 

– Карп Григорьевич, известно, что автор литературного произведения зачастую выбирает очень «близкую дистанцию» для «разговора» с читателем, вверяя ему через своих героев всё самое сокровенное. Проводниками каких сокровенных мыслей и идей являются ваши пьесы? О чём они?

– Мои пьесы написаны библейским стихом. Они о человеческом духе, об отношениях в семье. Их герои – личности с характером, потому что без таких людей невозможно развитие цивилизации. Личность должна быть сильной, доброй, открытой, с большими чувствами… Личность, наконец, должна быть свободной – ведь чем свободнее человек, тем ярче он мыслит. Нравственность – это ещё одно важное качество цельной натуры, которое позволяет ей развиваться и творить. А самое великое чувство – это любовь! Любовь человека к человеку движет миром.

– А как же любовь к Богу?

– Отношение к Богу у меня как к отцу, как к брату – Он всегда пойдёт навстречу, простит и подаст руку. Не зря говорят: «Случай – ещё одно имя Бога, когда он хочет остаться инкогнито». Ни одна из известных мировых религий на самом деле не ведёт ко злу. Всё извращают недалёкие люди. А между разумными людьми не может быть конфликта. Всегда можно понять другого, если пожелать этого.

– Между тем описываемые в ваших произведениях времена – отнюдь не мирные.

– Историческая основа выбрана не случайно. В эти времена закладывался фундамент христианских ценностей, ставший впоследствии гарантом их защиты. Персидская империя тогда была противником распространения христианства, а сама позже отказалась от своей исконной веры – зороастризма. А Тигран Великий был не просто талантливым полководцем, но и человеком, толерантным к чужой вере, в рядах его армии были даже галлы.  Я считаю, что мы не имеем никакого права навязывать другим своё мировоззрение. Кроме того, в тот исторический период шла борьба против рабства, рабства духа. Прежде всего, боролись за свободу в высоком понимании этого слова. Римская империя – великая империя, но когда она допустила кровопролитие на арене (я о гладиаторских боях), она сама себя поставила по ту сторону морали.  В пьесе поэт сокрушается по этому поводу: «Где мой Рим, великий и высокий?» И творческому человеку свобода просто жизненно необходима, а если он будет в подчинённом положении, большого произведения не создаст.

– Но «Тихий Дон» был написан в эпоху тоталитаризма, и бытует мнение, что с тех пор в русской литературе не было создано ничего столь же великого.

– Было. Просто, я думаю, мы об этом пока не знаем. Издательский бизнес у нас не развит, поэтому мы почти ничего не слышим о современных отечественных талантливых авторах, а только о зарубежных. Из сегодняшних российских мастеров я бы выделил Дмитрия Быкова, Людмилу Улицкую, Бориса Акунина, Марию Семёнову – эти выдающиеся личности останутся в истории. Я счастлив, что живу во время, когда есть люди, дающие нам яркие, глубокие и осмысленные произведения, обогащающие русский язык. Литература создаётся по велению души, этому не обучить в институтах. Взять хотя бы наш литинститут – о нём так и говорят, что он выпускает критиков, а не литераторов. Быть писателем значит смело развивать одну из божественных творческих нитей, заложенных в нас. Точно так же в музыке, архитектуре и других видах искусства или в науке.

Вам не кажется, что сейчас молодёжь всё реже ищет истину в религии?

– Чтобы делать хорошие дела и быть хорошим человеком, не обязательно принадлежать к какой-либо религии, достаточно понимать, что такое базовые человеческие ценности. Самая главная проблема сегодняшнего дня состоит в том, как пастырь учит прихожанина, учитель – ученика. Людям свойственно стремиться к знанию, и если пастырь и учитель перестанут давать истинные знания, не искажённые его субъективным буквалистским мировоззрением, которое зачастую заменяет базовые истины, то он перестанет быть интересным, и, соответственно, знания, которые он будет давать, превратятся в пыль. Дух и плоть разрывать нельзя, как небо и землю. Для меня важно то, что двадцати-двадцатипятилетние читатели были увлечены пьесами, они их поняли.

– Тяжело ли быть двуязычным писателем, двукультурным?

– Бог создал разные языки, и все вместе они – одна большая мировая симфония. Слово в русском языке – кровь мысли. Пьесы написаны на русском, но я вкрапляю в них армянские слова – это богатство народов, которые соприкасаются на протяжении длительного исторического периода… И, знаете, в армянском языке слово «творящий» означает ещё и «созидающий».

– Как вы решились на издание книги, ведь сегодня для писателя это сродни подвигу?

– Первая моя книга вышла в Санкт-Петербурге в 2015 году, в неё вошло 200 сонетов. Сейчас помимо пьес у меня около 450 сонетов, и я бы хотел заняться их изданием. Кроме того, надеюсь в ближайшем будущем поставить «Вардана» на сцене. Актёры уже познакомились с ролями. Постановщиком выступит режиссёр из Португалии Жоао Кристовао. Договорённость с ним была давно, и я был готов – например, по возможности избегал обилия шипящих-свистящих в тексте, чтобы показать открытый характер героев. Всё будет в драматическом ключе, я слушал каждую роль со стороны – наверное, это одна из важнейших и удивительных вещей для драматурга.

Беседовала Дарья Тоцкая

Фото из личного архива Карпа Оганесяна

Last modified: 13.11.2019