Немного «Киношока» в тёплой воде

Кино, Статьи

Президент «Киношока» Ирина Шевчук (справа) и актриса Татьяна Пилецкая вручают Сергею Новожилову медаль «За вклад в развитие Анапы» / Фото: Дмитрий Глущенко

XXVIII Открытый кинофестиваль «Киношок», завершившийся в городе-курорте Анапа, – кинофорум скромный, но гордый. Как та птичка из гайдаевского кинотоста, что хотела долететь до солнца. Созданный когда-то как единственная площадка, объединяющая кинематографистов постсоветского пространства, он и по сей день остаётся ею. Впрочем, «Киношок» не чурается заимствовать презентационные приёмы больших фестивальных «братьев» и старательно вливает в себя молодую кинематографическую «кровь» в виде открытых «Кинотавром» и «Окном в Европу» имён.

 

О фильмах, домах и барханах

Год за годом «Киношок» предоставляет возможность увидеть новые ленты режиссёров стран бывшего СНГ, чьи имена ничего не говорят массовому зрителю, но важны для кинопроцесса. Это Вейко Ыунпуу, Шарунас Бартас, Яак Килми, Елкин Туйчиев и постоянный участник Канн Адильхан Ержанов… По сей день полнометражный (и главный из пяти) конкурс на две трети состоит из российских премьер картин из Беларуси, Казахстана, Армении, Молдовы, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Эстонии и других стран. Российские «тяжеловесы» кинорежиссуры предпочитают отдавать картины фестивалям помасштабней, но и у этого правила есть исключения – так, за полгода до смерти Алексей Балабанов, родители которого жили в Анапе, привёз сюда прямиком из Венеции свою последнюю ленту «Я тоже хочу».

– Быть в жюри – совершенно чудовищная работа. Ненавижу слово «судить» – тебе доверяют выразить своё мнение и мнение группы людей, которые волей случая оказались в жюри: был бы другой состав – был бы другой результат, но нас так укомплектовали. Всегда говорю тем, кто остался без призов, что на этом не завершается судьба вашей картины. Как говорил Махтумкули, классик туркменской литературы, побывав в Петербурге: «Как вы тут не теряетесь, если все дома похожи? То ли дело – наши барханы!» – заметил в начале фестиваля председатель жюри конкурса полнометражных фильмов режиссёр Юсуп Разыков.

Во внеконкурсной программе 28-го «Киношока» было также два спецпоказа: драматичная сказка о наших матерях «Керосин» Юсупа Разыкова, участвовавшая в конкурсе 30-го «Кинотавра», и документальный «Небесный тапёр» Сергея Ландо, оператора «Мании Жизели» и «Железной пяты олигархии», – кинопортрет гениального петербургского композитора Олега Каравайчука (1927–2016).

Разыков, «Гастарбайтера» и «Турецкое седло» которого в равной степени можно отнести как к отечественному, так и к постсоветскому кинематографу, выбирал лучших в компании киноведа Сергея Анашкина, актрисы Натальи Егоровой, режиссёра и продюсера Таалайбека Кулмендеева и оператора Сергея Ландо. Приз им. А. Княжинского за лучшую операторскую работу в полнометражном кино Юсуп Разыков сотоварищи совершенно справедливо отдали Мартину Сечанову и казахской картине «Шыракшы / Хранитель» с невероятной Ниной Усатовой в крохотной роли. (Фильм о том, как привезённый с войны кинопроектор меняет сразу несколько жизней.) Приз за лучший сценарий увезли авторы «Оппозиционера» Александр Адабашьян и Себастьян Аларкон. Для долго жившего в СССР чилийского режиссёра Аларкона эта картина о скульпторе в кризисе, мечтающем выразить протест против несправедливости общества монументом «Степан Разин в кандалах», стала последней – он ушёл из жизни 30 июня 2019 года.

Приз за лучшую режиссуру получила россиянка Лена Ланских – выпускница Московской школы нового кино, ученица Дмитрия Мамулии. Её «Игры до 14+» – киноальманах из трёх новелл о детских травмах и проблемах «сложных» девочек – отмечены дипломом кинопрессы. Приз за лучшую мужскую роль – у Асанали Ашимова, сыгравшего в казахской ленте «Аруах» одинокого старика, для которого сбежавший из детдома парнишка становится смыслом жизни. И, наконец, сразу три награды – за лучшие женскую роль (Феруза Саидова) и музыку (Таир Кузиев), а также Гран-при «Золотая лоза» – уехали в Узбекистан, на родину ленты «Горячая лепёшка» Умида Хамдамова. Картина рассказывает о девочке-подростке, которая живёт с бабушкой в кишлаке, а мечтает быть рядом с матерью, вынужденной зарабатывать в городе.

 

Краснодарский «след»

В конкурсе документального фильма «Киношока», победителей в котором выбирало жюри под председательством классика Вадима Цаликова – режиссёра, сценариста и художника, – участвовали сразу две ленты выпускниц Краснодарского госинститута культуры. «Выход из матрицы» выпускницы специальности «режиссура кино и телевидения» Александры Приходько – попытка рассказать о бегстве к себе через автомотрису-узкоколейку, ведущую в Мезмай. «Мир. Балет-война» режиссёра телепрограмм Яны Горюн – портрет главного режиссёра и балетмейстера Музыкального театра КТО «Премьера» им. Л. Г. Гатова Александра Мацко.

Обе короткометражки остались без наград, что в некотором роде объяснимо. Если в «Выходе» есть фантастическая операторская работа Захара Рыбакова и – даже при недочётах! – читается идея, то «Мир» представляется крайне спорным во многих отношениях. Ну и, наконец, дебютантам сложно конкурировать с титулованным всеми отечественными кинонаградами Андреем Осиповым, чьё поэтическое киноэссе о трёх кинохудожниках «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени» получил Гран-при документального конкурса.

Кого ещё наградил «Киношок»?

В конкурсе детских фильмов «КиномалыШок» ленты оценивали юные зрители во главе с артистом театра и кино Александром Кольцовым, отдав предпочтение отечественному кино. Приз за лучший фильм получила «Водяная» Алексея Барыкина, лучшим актёром стал Андрей Андреев из «Солдатика», а актрисой – Ариана Вадигер из «Eins, Zwei, Drei». В конкурсе телефильма «ТВ-Шок» ленты-победители определялись зрительским голосованием. Ими стали отечественные «Медное солнце» Карена Оганесяна, «На краю» Евгения Лаврентьева и белорусский «Держись за облака» Александра Анисимова.

Краснодарский «след» в короткометражном конкурсе (честно говоря, самом ярком на нынешнем «Киношоке») был опосредованным. Председателем его жюри была ещё одна выпускница «кулька» и когда-то режиссёр «Нового телевидения Кубани», а ныне просто режиссёр «Комбината „Надежда“» и «Сердца мира», сценарист «Аритмии» и «Шторма» Наталия Мещанинова. Лучших она выбирала вместе с супругом – актёром и сценаристом Степаном Девониным, и Владимиром Битоковым – учеником кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова, режиссёром превосходных «Глубоких рек» со счастливой фестивальной судьбой.

Главный приз получила российская картина «Холодная комната» Анастасии Клюевой о двух сиротах, а спецпризы – белорусский «Пляж / Лес / Тамбур» Кирилла Галицкого и Светы Козловской и отечественный «Красиво жить» Ярослава Лебедева.

Жюри короткометражного конкурса: Владимир Битоков, Степан Девонин и Наталия Мещанинова / Фото: Дмитрий Глущенко

 

Год театра, наград и спецпоказов

В этом году «Киношок» как никогда был обласкан вниманием высоких гостей. На открытие фестиваля в свой день рождения приехал губернатор Кубани Вениамин Кондратьев вместе с министром культуры региона Викторией Лапиной, а на закрытии глава курорта Юрий Поляков и председатель совета муниципалитета Леонид Кочетов вручили председателю оргкомитета «Киношока» Сергею Новожилову медаль «За вклад в развитие города-курорта Анапа». В честь Года театра на старте фестиваля танцевали солисты Краснодарского театра балета Юрия Григоровича Алексей Шлыков и Мария Томилова и был вручён почётный приз «Госпожа удача» им. П. Луспекаева за мужество и достоинство в профессии – несравненной и манкой 91-летней Татьяне Пилецкой, до сих пор играющей четыре спектакля в петербургском театре «Балтийский дом». Году театра была посвящена и программа бесплатных показов в центре Анапы «Кино на площади», в которую вошли экранизации пьес от «Валентины» Глеба Панфилова по «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова до «Русских денег» Игоря Масленникова по Островскому.

Возможность увидеть киноартистов не только на экране – вот чем прекрасен «Киношок» с точки зрения рядового зрителя. Когда ещё посчастливится сфотографироваться с Аркадием Ининым и Александром Яцко на экскурсии по античной Горгиппии, спеть вместе с Полиной Лазаревой, внучкой легендарного Александра Лазарева, и Светланой Немоляевой в «Атамани» или увидеть, как Наталья Громушкина, Юрий Беляев, Сергей Колесников и Ольга Машная осваивают профессию шоколатье в передвижном музее шоколада? Не говоря уже о традиционных «Гостагаевских встречах» с шумным приёмом в станице под Анапой и гала-концерте артистов театра и кино в Городском театре. Курортники же, остановившиеся в одном отеле с участниками и гостями фестиваля, и вовсе могли услышать, как актёр Андрей Межулис и его коллеги поют в караоке… Вертинского.

Открытый зрительский показ второго фильма «Троица» (первый – «Ню» – получил «Серебряного Георгия» ММКФ) актрисы «Гоголь-центра», ученицы Сергея Соловьёва во ВГИКе и финалистки шестого сезона шоу «Голос» Ян Гэ тоже сопровождался массовыми фотосессиями. Что, впрочем, не умаляет достоинств этой ленты с безупречной картинкой из основного конкурса 30-го «Кинотавра»: преподаватель китайского языка Марго (её играет Ян Гэ) изменяет мужу Джорджу с темнокожим студентом Антоном, а затем долго мечется между двумя мужчинами – прототипы персонажей даже появляются в массовке в кадре.

Не меньше публики собрала и презентация фильма «Обычные парадоксы небытия (Альманахер)», режиссёрами которого выступили Гоша Куценко, Михаил и Ирина Поляковы. Закулисье большого кино, «попадание» на штраф дэпээсника и другие забавные истории представлял сам Куценко в рабочей версии – прямо с экрана ноутбука, поскольку оба диска оказались с браком.

Репортаж Анастасии Куропатченко

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 13.09.2019