«Пасха здесь из хлеба…»

Среда, Статьи

Пасхальные открытки конца XIX – начала XX в.

Пасха Светлое Христово Воскресение – главный праздник православных христиан. В этом году он отмечается 19 апреля. Отмечается в соответствии с традициями и обычаями, незыблемыми на протяжении многих веков. Впрочем, под постоянством и единством традиций православной Пасхи подразумевается, в первую очередь, духовное и молитвенное содержание праздника. Внешняя же его, обрядовая, сторона в разное время в разных местах имела свои особенности.

Пасхальные открытки конца XIX – начала XX в

Вот, например, как описывал этот день и подготовку к нему более полутора столетий назад смотритель Екатеринодарского приходского духовного училища, педагог, писатель, этнограф и мемуарист В. Ф. Золотаренко (1818, Екатеринодар – 1872, Санкт-Петербург) в своём «Плаче Василия при реке Кубани…»:

«Обычаи в Екатеринодаре общие малороссам. В оба сочельника те же кутья и взвар на сене, под образами. На Масленую вместо блинов делают вареники; это любимое блюдо черноморца. В каждую субботу Великого поста около церкви, по приобщении Святого таинства, происходит объедение. Тут нещадно едят и сластёны, и маковки, и бублики, и медяники, а сбитень льётся рекою… Когда все приобщаются, колокольчик взывает… для выслушивания благодарственной молитвы.

 

На другой день светлого праздника, при обхождении духовенством вокруг собора с хоругвями, офицеры носят знамёна всех полков, а урядники – куренные булавы. При этом войсковой казначей выставляет доспехи войска. На столике, особенно сделанном, стоят запорожские литавры, в которые бил довбыш (барабанщик, литаврщик в Запорожской Сечи. – Ред.), когда нужно было собрать вольных казаков… около них стоят блюдо и солонка серебряные, вместе с грамотою в 1792 году императрицею Екатериной II дарованные войску. Тут лежат грамоты… Тут вы увидите многие вещи, пришедшие в войско из коша Запорожского.

 

Во время пасхальной утрени зажигают четыре смоляных перетирка, по числу сторон храма. По четырём же сторонам стоят на холсте изображённые иконы, освещённые восковыми фитилями, которые сокрыты от взора. На них изображён Спаситель молящимся, несущим крест, распятым и, наконец, воскресшим. Зрелище величественное.

 

После выстрелов изо всех крепостных пушек начинается колокольный призыв к услышанию радостной песни: Христос Воскресе!

 

Пасха у великороссиян делается из сыру, а здесь она из хлеба, подобный которому называется кулебякою. На пасхе всегда стоит поросёнок с красным яйцом в зубах. Под пасхою вы найдёте кусков несколько сала, лакомого блюда казака.

 

Освятились пасхи, народ отобедал… Девушки собираются в кучу, и тут кто их знает, о чём они разговаривают…»

Пасхальные открытки конца XIX – начала XX в

Василий Фёдорович закончил свои «екатеринодарские зарисовки» в середине марта 1845 года (рукопись была опубликована после смерти автора). Пасху православный мир в этом году отмечал 27 апреля (по н. ст.).

Пасхальные открытки конца XIX – начала XX в. _

Подготовила Ольга Карслидис
(по материалам книги «Екатеринодар–Краснодар. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях… Материалы к летописи». Краснодар, 1993)

Пасхальные открытки конца XIX – начала XX в. Из личной коллекции О. Карслидис

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№4, апрель 2019)

Last modified: 27.04.2020