«Позови меня, тихая родина»

Арт, Статьи

Все фото: Организаторы выставки

Выставка с таким лиричным названием открылась в краснодарской Художественной галерее «САНТАЛ». Она посвящена 135-летию Дома творчества художников «Академическая дача им. И. Е. Репина» и является частью масштабного долгосрочного проекта, объединившего (начиная с 2004 года) десятки живописцев Краснодарского края и Республики Адыгея. Экспозиция представляет собой ретроспективу пейзажной живописи кубанских мастеров трёх поколений, в разные годы работавших в Доме творчества. И каждый раз она дополняется новыми именами, картинами и историями, связанными с их созданием.

Впрочем, это не удивительно. Ведь не зря же место, в котором расположена Академическая дача, народный художник СССР В. М. Сидоров назвал «краем вдохновения». Здесь, в Тверской области, в пятнадцати километрах от города Вышний Волочёк, первые летописные упоминания о котором относятся к 1417 году, берёт своё начало великая русская река Волга. С этой землёй связаны история, наука и культура России. Именно здесь 300 лет назад Пётр I воплотил в жизнь одну из самых смелых своих идей, соединив Каспийское и Балтийское моря. Это стало возможным благодаря появлению Вышневолоцкой искусственной водной системы, построенной по проекту новгородского купца Михаила Ивановича Сердюкова (1678–1754). Памятник создателям уникальной системы – Петру I и М. И. Сердюкову, выполненный скульптором Ю. В. Злоти, сегодня встречает всех приезжающих в Вышний Волочёк со стороны вокзала. Того самого вокзала, от которого ровно 170 лет назад на строящейся железной дороге Петербург – Москва началось движение поездов между Тверью и Вышним Волочком (кстати, первым по готовому участку пути проехал император Николай I, инициатор железнодорожного строительства в России).

Неповторимая красота древней Тверской земли, её дремучие леса, голубые озёра, синие льняные поля не могли оставить равнодушным художника И. Е. Репина, приехавшего в гости к своему другу – общественному деятелю, предпринимателю и коллекционеру В. А. Кокореву (1817–1889). Репин любовался красотами тех мест и всё повторял: «Картины…Картины…»
Тогда и родилась идея создать дачу для летней практики и отдыха студентов Императорской академии художеств. Место было выбрано удивительное – Владимиро-Мариинский приют (таково первоначальное название дачи) расположился на возвышенном берегу Мстинского озера, у истока реки Мсты, в окружении светлых берёзовых рощ и соснового бора. Датой его основания считается 22 июля 1884 года. На протяжении пяти лет (до конца своей жизни) его содержал и обустраивал собственными силами Василий Александрович Кокорев (в память о нём на даче установлена мемориальная доска).

Дело, начатое В. А. Кокоревым, продолжил Илья Ефимович Репин, профессор академии художеств. Его стараниями первая в России творческая база для студентов-художников перешла под покровительство академии. И. Е. Репин принимал активное участие в решении любых вопросов по содержанию и распорядку работы дачи. Сюда приезжали на пленэры наиболее талантливые студенты академии художеств и их педагоги: А. И. Куинджи, П. П. Чистяков, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, И. И. Бродский, А. Г. Венецианов, И. Е. Репин, К. Ф. Богаевский, Е. И. Столица и другие. Позже эти имена вошли в историю русского искусства.

В 1964 году, к 80-летию Академической дачи, здесь была торжественно открыта мемориальная доска в память об И. Е. Репине, а в 1972-м – установлен памятник художнику работы скульптора О. К. Комова.

После Октябрьской революции 1917 года территория бывшего приюта какое-то время использовалась под пионерские лагеря.

Второе рождение Академической дачи произошло в 1947-м, после обращения художников в Совет Министров СССР с просьбой о возвращении им необходимой базы для творческого роста молодых талантов. Так Академичка стала Домом творчества, функционирующим круглый год. Почти 40 лет его бессменным директором был Пётр Николаевич Козельский, друг художников, душа дачи, ветеран Великой Отечественной войны, легендарный танкист.

Первыми кубанскими живописцами, приехавшими в эти места, были Г. А. Булгаков, В. И. Сидоров, В. И. Бирюков, П. С. Калягин, Г. И. Митрофанов, П. Н. Ружейников, В. М. Мехед, П. Д. Филиппенко – тоже ветераны Великой Отечественной. Они были в своих военных шинелях и сапогах, только теперь с этюдниками за плечами. Эти годы они вспоминали с благоговением и работали самоотверженно, создавая жанровые картины, отражающие героику времени.

Определяющими в работе художников стали гражданственность и народность – отличительные особенности эпохи. Руководителями потоков были народные художники, академики, поэтому такое творческое общение живописцы называли университетами. Несколько поколений прошли обучение в университетах Академической дачи у известных мастеров изобразительного искусства.

Для художников-южан открылись другие ландшафты, с низкими облаками, белыми ночами, иной освещённостью. Знания, полученные в процессе совместной работы, для многих стали профессиональным и нравственным стержнем, фундаментом дальнейшей жизни и деятельности.

В конце 1970-х годов на Академичку приехала группа молодых художников с Кубани: М. В. Архангельский, В. В. Монастырный, С. Д. Воржев, А. М. Мельников, Т. П. Ружейникова, А. Эсмонт, Б. И. Воронкин, С. В. Сапрунов, В. Сапач, И. Н. Сыромолотов, Ю. Н. Пономаренко и другие. Это место стало для них творческой родиной.

Борис Иванович Воронкин часто вспоминает слова художника Ю. Подлясского: «Вы даже не представляете, каким замечательным сокровищем вы обладаете – Академичкой, такого чуда нет нигде в мире».

Время многое изменило в жизни художников – уже нет той поддержки со стороны государства, нет возможности поехать к родникам, из которых они когда-то пили хрустально-чистую воду, к тропинкам, хранящим следы великих предшественников. Но счастье в том, что в их жизни была Академичка и что они могут рассказывать об этом своим ученикам. Книга отзывов галереи «САНТАЛ» стала «хранительницей» этих воспоминаний.

Александр Сергеевич Пушкин, много раз проезжавший по земле Вышневолоцкой, называл эти края «милым берегом». И хочется ещё раз вспомнить поэта в год его 220-летия. Мудрость его мысли, великая сила слова, подкреплённые высоким чувством патриотизма, – живительный источник для детей Академички.

Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи…

Его стихи – настоящие живописные полотна, что ещё больше роднит мастеров кисти с мастером слова. И как библейская заповедь звучат его слова: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Выставка «Позови меня, тихая родина» продлится до 31 августа.

Н. А. Стрижова,
директор художественной галереи «САНТАЛ»

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 14.08.2019