С появлением кинематографа шедевры классиков мировой литературы стали стремительно обретать вторую, экранную, жизнь. Богатое творческое наследие Александра Сергеевича Пушкина не было исключением. Однако в большинстве случаев режиссёры предлагали зрителю пошаговые экранизации его романов, повестей и поэм, скорее напоминающие видеопособия для школьников и студентов, не желающих читать первоисточники, но обязанных их знать. Ко дню рождения поэта «Городская афиша» предлагает вспомнить более оригинальные кинопрочтения его произведений, после которых, напротив, хочется вновь и вновь обращаться к творчеству и личности Пушкина и его текстам, чтобы снова убедиться, что он не только наше всё, но и наше всё на все времена.
«Домик в Коломне» (реж. Яков Протазанов, 1913)
Этот фильм можно смело рекомендовать и тем, кто не любит немое кино, и даже тем, кто не видел ни одного дозвукового фильма. История о том, как гусар надел женское платье и устроился кухаркой в дом красивой девушки. Смешно, задорно. Один из лучших отечественных немых фильмов.
«Юность поэта» (реж. Абрам Народицкий, 1937)
Лучший биографический фильм о Пушкине-лицеисте. Единственный недостаток картины − социальный подтекст, продиктованный временем её создания. Но он не настолько резок, как в вышедшем, скажем, десятилетием ранее «Поэте и царе», и не настолько заметен, как многочисленные ошибки в фильме 2007 года «1814» − этаком полуфэнтезийном заигрывании с не знающей историю современной молодёжью.
«Бахчисарайский фонтан» (реж. Борис Астафьев, 1953)
Записанные на плёнку сценические постановки редко можно досмотреть до конца на одном дыхании, даже если в зале они собирают аншлаги. Связано это с тем, что режиссёры подобных лент обычно не используют всю палитру кинематографических приёмов. Этот же случай совсем другой. «Бахчисарайский фонтан» – пример идеального фильма-балета. Он не затянут (хронометраж всего 25 минут), в нём удачно чередуются крупные и общие планы, что позволяет в полной мере насладиться танцем Галины Улановой и Майи Плисецкой и окунуться в романтическую историю любви, ревности и ущемлённой гордости.
«Я к вам лечу воспоминаньем» (реж. Андрей Хржановский, 1977)
Классик советской мультипликации всю жизнь болел Пушкиным и снял анимационную трилогию, в которую помимо упомянутой ленты вошли ещё две: «И снова с вами я» (1980) и «Осень» (1982). После выхода в 1933 году книги Абрама Эфроса «Рисунки Пушкина» графика поэта перестала восприниматься как необязательное дополнение к полному собранию его сочинений, на неё взглянули как на неотъемлемую часть творчества русского гения. Хржановский объединил эти рисунки со стихами и создал впечатляющее зрелище, оживляющее на экране пушкинские рукописи.
«Маленькие трагедии» (реж. Михаил Швейцер, 1979)
Швейцеру удалось сделать концептуальный коллаж, соединив «Маленькие трагедии», «Египетские ночи», «Сцену из Фауста» и черновые наброски Александра Сергеевича. Безусловное украшение ленты – Владимир Высоцкий в роли Дон Гуана.
«Пиковая дама» (реж. Игорь Масленников, 1982)
Картина на первый взгляд кажется чересчур литературной – актёр Василий Ливанов зачитывает за кадром большие фрагменты повести. Но в процессе понимаешь, что именно закадровый голос стал тем удачным дополнением игровых сцен, благодаря которому зритель может одновременно чувствовать кристальность пушкинской прозы и следить за увлекательным мистическим сюжетом.
«Борис Годунов» (реж. Сергей Бондарчук, 1986)
В среде кинокритиков этот фильм считается слабым, но слабым в творчестве Бондарчука на фоне «Войны и мира» и «Они сражались за Родину». Мы же не погрешим против истины, если назовём эту ленту самой грандиозной экранизацией Пушкина: заговор, интервенция, русский бунт, любовь, смерть и безмолвствующий народ. И как мастер киноэпоса Сергей Бондарчук перенёс всё это на экран, действительно стоит посмотреть, пусть даже и не в первый раз.
«Мне скучно, бес» (реж. Юрий Борисов, 1993)
Музыкальный мистический фильм, в котором переплетены основные идеи произведений А. С. Пушкина, И. В. Гёте, Т. Манна и других авторов. Забытый миром Мефистофель забредает на рынок диковинных вещей, где можно купить всё, что угодно, кроме души. Как и всё кино девяностых, эта картина о стране, оказавшейся на распутье, о стране, отвергнувшей прежние ценности, но пока не обретшей новых.
«День полнолуния» (реж. Карен Шахназаров, 1998)
Фильм-притча, в котором короткие эпизоды из жизни разных людей, живших в разные эпохи, переплетены в едином мозаичном киноповествовании. Один из таких эпизодов – пушкинское «Путешествие в Арзрум». В поэте режиссёр увидел символ другой России – России, которая, на фоне нищеты, безвременья и бандитских разборок, кажется, и не существовала вовсе.
«Капитанская дочка» (реж. Екатерина Михайлова, 2005)
Очень смелая идея – воссоздать эту историческую драму средствами анимации. Картина получилась зрелищная, автор предложила неожиданный взгляд на роман, который мы знаем с детства… Или нам кажется, что знаем?..
Владимир Бегунов,
скриншоты из фильмов предоставлены автором
Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 4, июнь, 2018 г.).
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:
Facebook ВКонтакте Instagram Одноклассники
Александр Пушкин Кино экранизации
Last modified: 02.09.2019