Натюрморт как самостоятельный жанр изобразительного искусства появился сравнительно недавно – в XVII веке, сначала в Голландии, позже в Германии, Австрии и Франции. Он связан с секуляризацией культуры и открытием личности, свободной от навязанных ей обществом запретов. Человек стал центром вселенной, и художники обратились к миру его чувств и мыслей. Через натюрморт оказалось возможным рассказать о частной жизни человека. Не случайно с немецкого языка слово «натюрморт» («stillleben») переводится как «тихая жизнь». Именно этим смыслом, далёким от французского «nature morte» («мёртвая природа»), наполняет свои произведения этническая немка Людмила Бальцер, персональная выставка которой открылась в художественной галерее «САНТАЛ». До 28 октября пятьдесят живописных и графических работ художницы, созданных за двадцать лет творческой деятельности, будут рассказывать посетителям о «Рождении натюрморта».
Людмила Бальцер родилась 25 сентября 1954 года в деревне Мироновка Омской области. Училась в Московском народном университете искусств им. Н. К. Крупской и Свердловском библиотечном техникуме. Часто переезжала с мужем-военнослужащим из города в город. Работала художником-оформителем в Чебаркуле и ювелиром в экспериментальной группе по разработке ювелирных изделий с уральскими самоцветами в Свердловске. После демобилизации мужа в 1995 году семья переехала в Германию. Всё это время Людмила занималась живописью. Её картины экспонировались на выставках в России, Германии, Испании, Австрии. Они представлены во многих государственных и частных коллекциях в нашей стране и за рубежом.
В 2018 году художница и её муж вернулись в Россию, предпочтя другим её уголкам, возможно, лучшее для живописцев место – залитый солнечным светом Краснодар. За два года Бальцер заявила о себе как активно выставляющийся автор. За это время у неё прошли три персональные выставки: в галерее «САНТАЛ», Краснодарском краевом художественном музее им. Ф. А. Коваленко и Сочинском художественном музее. С 2018 года она – член Товарищества кубанских художников.
В натюрморте Людмила Бальцер наследует традиции символизма Серебряного века, постимпрессионизма и стиля бидермейер («biedermeier» в переводе с немецкого – «простодушный»), распространённого в Германии в первой половине XIX века. Она соединяет мысль и чувство, поэтизируя вещи и стремясь преобразовать мир в духе интимности и домашнего уюта. Бытие она воспринимает через быт и строит на этом свою эстетику. По содержанию все картины объединены в цветочные натюрморты и композиции, состоящие из различных предметов. Часть из них расположена в интерьере, другие с интерьером не связаны. Между вещами у Бальцер происходит взаимодействие: они разговаривают друг с другом, молчат, любуются собой или размышляют о жизни. Художница говорит:
«Мы всегда окружены предметами, которые живут своей безмолвной жизнью. Когда я составляю композицию из этих предметов, то ставлю перед собой много задач: поработать с фактурой, гаммой красок, формой, драпировкой. Для меня это настоящий отдых и упоение одновременно. Порой совершенно обычные предметы, подобранные в композицию, становятся для меня неожиданно поэтичными».
Предметы в композициях у Людмилы Бальцер расположены не по формальному принципу (большой – маленький, синий – жёлтый). На одном натюрморте мы видим традиционные атрибуты для утреннего кофе (старинные кофемолка и кофеварка, банка с вареньем, кружка с «дымящимся» кофе), на другом – пирожки и кувшин с молоком для ланча. На кухне художнице «позируют» фрукты (яблоки, гранаты, груши), предметы быта (бидоны, кружки, кувшины, корзины), в гостиной и кабинете – книги, декоративные вазы. Библиотечное прошлое также находит отклик в творчестве Людмилы: книга – один из персонажей многих её работ.
Через натюрморт мы видим жизнь семьи. Но этот, казалось бы, маленький женский мир связан с большим миром культуры и природы. В натюрморте, изображающем художественную мастерскую, – ваза с кистями, тюбики с красками, висящие на стене рамы для картин, а фарфоровая статуэтка с кистью в руках – аллегория художницы. Вещи не существуют отдельно от зрителей, они активно вступают с ними в диалог, рассказывают о хозяйке дома, её вкусах, пристрастиях.
Особое место в натюрмортах Бальцер занимает шар, выполненный из разных материалов. Он может быть серебряным, бронзовым, хрустальным, янтарным, стальным, фарфоровым, из полудрагоценных камней-самоцветов. Шар задаёт тон всему натюрморту, диктует, какие предметы должны быть подобраны в композицию. Геометрия определяет и философский смысл посланий художницы, её отношение к понятию пространства и времени. Ей ближе не линейное (историческое), а циклическое (мифологическое) время вечного возрождения, круговорота, мужского и женского. Оно соответствует жизненному циклу семьи, снова и снова возрождающейся в детях, внуках, правнуках.
Цветочный натюрморт занимает особое место в творчестве художницы. Здесь она выступает не только композитором, составляющим букеты. Символика и, может быть, мистика, связанная с теми или иными цветами, сочетается с декоративным подходом, стремлением к яркой цветовой гамме.
«Это не простое искусство – изображать цветы, – делится Людмила. – Надо писать быстро, поймать характер цветов, соединить их в особый „оркестр“. Для меня работа над букетом – это удивление и восхищение, благодарность Творцу за огромное разнообразие и красоту цветов».
Рождение натюрморта сродни рождению новой жизни, одухотворённой человеческим теплом. Не мёртвая, а живая природа предстаёт перед нами, когда мы смотрим на работы теперь уже краснодарской художницы Людмилы Бальцер.
Татьяна Соколинская, член АИС
Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№9, сентябрь 2019 г.)
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:
Facebook ВКонтакте Instagram Одноклассники
выставки Галерея Сантал живопись Людмила Бальцер натюрморт художники
Last modified: 18.09.2019