Уходит 2020 год. Такой красивый и такой страшный. Наверное, впервые мы не столько ждём прихода нового года, сколько спешим попрощаться со старым. Ворвавшимся во многие семьи проблемами, бедами, а в некоторые и непоправимым горем. Изменившим образ жизни и привычки. Да что там – сломавшим даже новогодние традиции. Не будет всеми любимой «Семейной ёлки» в Молодёжном театре, прервётся нумерация «Новогодней фантазии» в творческом объединении «Премьера», не услышит звона бокалов в антракте Муниципальный концертный зал, а мы не услышим замечательные песни Кубанского казачьего хора на Рождественских концертах…
В общем, будет, что анализировать историкам через 100 лет. А нам сегодня хочется вспомнить, как отмечали Рождество и Новый год на Кубани и в Екатеринодаре более века назад.
Празднованием Нового года с 31 декабря на 1 января мы обязаны Петру I. Это он в 1699 году издал указ № 1736 «О праздновании Нового года», согласно которому «в церкви, и кому случится и в дому своем, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», «а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить», а также в первый день «генваря» необходимо было поздравлять друг друга с Новым годом, зажигать «огненные потехи», «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов».
А «деревья украшенные», и огни должны были радовать честной народ семь дней (число дней сотворения мира).
В старину из двух декабрьских праздников основным, конечно, было Рождество. Ёлки ставили и украшали именно к Рождеству, причём наряжали их только взрослые и не показывали детям до самого праздничного вечера.
Игрушки, как правило, даже в богатых семьях, делали сами. Такой была традиция. Все члены семьи дружно склеивали из цветной, золотой и серебряной бумаги цепи, звёзды, золотых рыбок. На колючие «лапки» также вешали орехи, завернутые в фольгу, конфеты, яблоки. Верхушку ёлки украшала «вифлеемская звезда».
К слову сказать, ёлку можно было купить за 1 рубль, в то время как набор ёлочных игрушек стоил от 50 копеек до 200 рублей.
Празднование Нового года приходилось как раз на середину Святок. В последний день уходящего года в кубанских станицах особенно веселилась молодёжь. По домам «водили Мыланку», то есть наряженную девушку, и пели особые песни-пожелания, щедровки, причём желали не богатства, а прежде всего здоровья и урожая.
Щедровали в основном девушки и женщины. А вот парни предавались новогодним шалостям. Например, обычным делом было снять калитку или ворота и занести на другой край станицы, причём «страдали» дворы либо «девок гулящих», либо очень уж «строгих».
У взрослых были занятия поважнее. Они окуривали деревья, защищая их от вредителей и болезней. Если встречалось дерево слабое, то стучали по нему топором, угрожая срубить.
Был популярным и обряд «вождения козы», который демонстрируют артисты Кубанского казачьего хора на своих Рождественских концертах. Толпа ряженых ходила от двора ко двору, спрашивая у хозяев, пустят ли они «козу» (молодого человека в тулупе шерстью наружу, в маске с рогами и колокольчиком) в дом? Как правило, гостей охотно пускали, потому что верили, что в доме, где побывала «коза», в следующем году будет достаток и благополучие.
Надо сказать, что ряженые обходили стороной дома скупых и злых соседей, и не заходили, даже если те их приглашали.
Перед тремя зимними праздниками – Рождеством, Новым годом и Крещением – готовили специальные блюда, но главным была кутья, которую делали чаще всего из пшеницы и мёда. На Новый год нужно было обязательно съесть поросёнка, либо настоящего, либо сделанного из теста, чтобы в наступающем году был хороший урожай и изобилие. Кроме того, пекли пирожки с фасолью, горохом, картофелем, варили узвар (взвар) – компот из сухофруктов.
По древнему славянскому обычаю пекли очень высокий хлеб, чтобы за ним не было видно хозяина дома. А чтобы жизнь была богатой, под скатерть стелили солому.
Считалось, что в первый день нового года первым в дом должен войти мужчина, поэтому парни и подростки утром 1 января ходили «посевать». В домах у родственников, соседей, друзей они рассыпали зерно в святом углу перед иконами, пели и просили божьей милости для хозяев дома, а те взрослым подносили выпивку, детям же дарили сладости.
Зерно, которое оставалось после «посевания», считалось «заговорённым», так как его рассыпали с пожеланиями добра, поэтому его скармливали курам, чтобы они лучше неслись, или рассыпали в огороде, чтобы урожай был хорошим.
Собираясь в гости, казаки брали с собой угощения для хозяев: бублики, семечки, мочёные яблоки и арбузы, печёный кабак (тыкву). А вот вино никогда с собой не брали – его на стол должен был поставить хозяин.
В зимние праздники устраивались «Кула́чки» – кулачные бои между мужчинами, проживавшими на разных концах станицы. Часто эти «битвы» проходили на льду реки. Первыми в бой вступали подростки, потом юноши, затем мужчины и самыми последними – крепкие старики. Бить лежачего было запрещено, но главное, что все бои заканчивались общим гулянием и весельем.
К праздничному столу часто приглашали и одиноких или очень бедных соседей. Благотворительность и помощь нуждающимся были неотъемлемой частью празднования Нового года как в станицах, так и в городе.
В конце XIX – начале XX века устраивались благотворительные балы, концерты, приёмы, на которых проводили сбор пожертвований на нужды сирот, учебных заведений, приютов, больниц.
Благотворительным взносом был входной билет на праздничные мероприятия. Он стоил 1 рубль. Дамы в масках проходили бесплатно.
Не участвовать в благотворительных акциях считалось верхом неприличия, и даже те, кто собирался отмечать праздник в семейном кругу, обычно заранее вносили пожертвования.
В «Кубанских областных ведомостях» в конце 1878 и 1879 годов публиковались объявления о том, что в редакцию «принимаются пожертвования с благотворительной целью взамен визитов на Рождественские праздники и Новый год».
Потом в газете давался полный отчёт о внесённых суммах с именами благотворителей. Суммы были разными – от 1 рубля до 3 рублей (для понимания: на 1 рубль можно было купить 25 буханок ржаного хлеба или 14 белого; 2,5 кг говядины; 50 яиц; 4 кг сахара; 1 кг мыла).
Были и «плановые» пожертвования. Так, накануне Нового года в Правление Екатеринодарского благотворительного общества поступали членские взносы за прошедший год от членов этого общества в сумме от 5 до 10 рублей.
Помимо денежных пожертвований благотворительными обществами собирались одежда, обувь, костюмы, рукоделия.
Детские праздники начинались 25 декабря и заканчивались после празднования Нового года.
К примеру, 25 декабря 1898 года необычный праздник для сотен маленьких детей и подростков организовала в помещении общества приказчиков госпожа Шамрай. Кроме традиционных танцев, игр, катания с горки, туманных картин и подарков появилась новинка для Екатеринодара: серебряный дождь, конфетти и разноцветный серпантин. За порядком в зале следили «многие городские учительницы».
Вообще екатеринодарцы были очень отзывчивыми людьми, и собранных ими средств хватало даже на помощь нуждающимся других губерний. Так, в 1899 году горожане собирали средства для голодающих жителей Казанской, Самарской, Симбирской, Уфимской, Пермской, Вятской и Рязанской губерний, пострадавших от неурожая.
Средства жертвовались в том числе служащими, их жёнами, надзирателями и даже заключёнными Екатеринодарской областной тюрьмы (ныне – следственный изолятор, ул. Воронежская, 42). Размеры взносов были от 2 копеек до 15 рублей. Все собранные средства передавались в кассу Красного Креста.
К праздникам в Екатеринодаре готовились долго и скрупулёзно. Даже самые бедные люди старались купить себе и детям что-то новое. Ровно в полночь три пушечных выстрела в Екатеринодарской крепости возвещали о наступлении Нового года.
В Екатеринодаре самые шикарные праздники устраивались в богатых купеческих домах.
В свой особняк (ныне – историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына, ул. Гимназическая, 69) встретить Новый год приглашали всех желающих купцы Богарсуковы. В парадном зале они ставили огромную, до потолка, ёлку. Устраивали представление, в котором участвовали хозяева дома и самодеятельные артисты. Традиционным подарком новогодних вечеринок был лимонный пирог. Именно кусочек пирога получал каждый гость, уходя домой.
Секрет лимонного пирога заключался в том, что слои песочного теста перемежались с тонко нарезанными дольками лимона, посыпанными сахаром и политыми мёдом. Таких слоев было не менее семи. В процессе приготовления и запекания пирог пропитывался лимонным соком и получался невероятно вкусным.
А в доме Губкиных, который находился рядом с особняком Богарсуковых, всегда играл казачий духовой оркестр.
Праздновали Новый год и в учебных заведениях. Дети и учителя наряжали ёлку, пели песни, ставили спектакли. К примеру, в 1896 году в станице Пашковской школьные учителя подготовили пьесу «Жизнь за царя». Актёрами выступили учащиеся старших отделений. На двух спектаклях побывало 800 человек, и была невообразимая давка. Зрители толпились в коридоре, стеной стояли у входных дверей, пытались просунуть свои головы в форточки, чтобы хоть краешком глаза увидеть спектакль, о котором в газете написали, что его следует считать «отрадным оазисом среди безмолвной пустыни захолустной жизни…»
Начало XX столетия было встречено без особого пафоса и каких-либо сверхъестественных увеселений. Разве что в 1900 году детских благотворительных ёлок было столько, что редакция газеты «Кубанские областные ведомости» вынуждена была опубликовать просьбу не присылать больше заметок о них.
Вообще в последний день девятнадцатого столетия горожане работали. К примеру, именно в этот день «комиссия по заведованию городской публичной библиотекой им. А. С. Пушкина произвела в библиотеке ревизию, которой желательно было выяснить, какие книги имеются в наличности, какие у подписчиков и о каких не имеется сведений или же имеются ошибочные записи». «Кубанские областные ведомости» сообщали: «Ревизия дала самые благоприятные результаты, хотя и заняла 4 часа работы». Проверяющие насчитали более 5 тысяч книг.
Госпожа А. Бурсак дала распоряжение, согласно которому проценты от 1000 рублей, положенных в госбанк её покойным супругом, должны поступать в пользу городу при использовании их частично на содержание часовни, построенной на могиле бывшего атамана Черноморского казачьего войска Ф. Я. Бурсака.
А Елизавета Александровна Бурсак «изъявила городскому голове своё желание» внести в управу 10 тысяч рублей на постройку при городской больнице отдельного детского барака.
По традиции к Рождеству горожане, состоявшие на государственной службе, в том числе педагоги, получали подарки: очередные классные чины и прибавки к жалованью. А начальник Кубанской области, наказной атаман Кубанского казачьего войска освобождал от ответственности некоторых нарушителей, привлечённых к административной ответственности.
В канун Нового года в городе шла очень бойкая торговля, устраивались ярмарки, одна из которых была в доме Богарсуковых, где распродавали ткани и бумажные товары.
За полчаса до наступления Нового года в войсковом Александро-Невском соборе (ранее он находился на месте современного фонтана в сквере им. Жукова) служили молебен, на котором присутствовал атаман, генералы, штаб- и обер-офицеры, а также классные чины. Из собора многие отправлялись в войсковое собрание, где в полночь наказной атаман принимал поздравления.
Остальные горожане веселились в екатеринодарских клубах и ресторанах. Праздничные ужины стоили 2–3 рубля с человека.
Если кто-то, не зная меры, напивался, то друзья, через телефонистку, просили соединить с номером 6. Аппарат с таким номером был установлен в частной аптеке А. Л. Шик на улице Красной, и там постоянно дежурили опытные доктора.
Екатеринодарцы охотно принимали участие в благотворительных балах, маскарадах, концертах, лотереях-аллегри (когда выигрыш определяется сразу после приобретения билетов), базарах в пользу неимущих.
Газета «Кубанские областные ведомости» в 1906 году писала: «От устроенного сего декабря екатеринодарским дамским евангелическо-лютеранским благотворительным обществом в квартире г. Бегар Рождественского базара в пользу бедных евангельско-лютеранского прихода выручено за рукоделие и куклы 448 руб. 36 коп., за сюрпризы с ёлки 129 руб., от буфета 109 руб. 85 коп. и пожертвовано 39 руб., всего 726 руб. 91 коп., передан под расписку г‑же Асмус».
Надо сказать, что дети не принимали участие во встрече Нового года, они мирно спали, в то время как взрослые посещали различные праздничные мероприятия.
Если концерт устраивался для взрослых, то присутствие детей считалось недопустимым. В залах клубов для них проводились специальные вечера.
27 декабря 1910 г. во 2-ом общественном собрании Екатеринодара (бывший дом Акритаса, ныне – ул. Гоголя, 66 / ул. Красная, 64) состоялся танцевальный вечер для учащихся средних учебных заведений. «Зал, где обыкновенно свирепствует лото и непристойные маскарады, преобразился в храм чистого, искреннего веселья и радости», – писал корреспондент «Кубанского края». Правда, некоторые старшины при обсуждении вопроса о предоставлении помещения под упомянутый вечер, высказывались против. Это возмутило корреспондента: «Они, очевидно, полагают, что смысл существования собрания в нелепых лото и маскарадах, с их точки зрения заслуживающих предпочтения перед невинными танцевальными развлечениями. Полагаем, то если они были 27 декабря в собрании, то изменили свой первоначальный взгляд». Фельетонист В. Викторов иронизировал по этому поводу: «Интеллектуальные запросы екатеринодаркой публики не идут дальше пресловутых лото и маскарадов второго общественного собрания».
Через год, 28 декабря 1911 года, в собрании состоялось другое мероприятие. Это был бал в пользу общества братской помощи, под председательством супруги наказного атамана Кубанского казачьего войска и начальника области М. П. Бабыча – Софии Бабыч, который собрал столько народу, что «яблоку упасть» было негде, но публика продолжала прибывать, заполняя столовые, коридоры и даже входную лестницу. Помимо очень удачного сбора этот бал отличался разнообразием развлечений и затянулся далеко за полночь.
А некоторые горожане любили проводить новогоднюю ночь в театре или цирке, где в этот день показывали праздничные представления.
К примеру, Зимний театр (ныне – здание Филармонии им. Г. Ф. Пономаренко, ул. Гоголя, 65) В. Гуренкова предлагал екатеринодарцам встретить новый 1912 год в театре. Новогодняя программа включала показ комедии-сатиры «Король Камеруна», с приглашёнными актёрами из Москвы и Санкт-Петербурга, шикарный бал-маскарад, живые картины, роскошную иллюминацию, бесплатное шампанское, катанье с гор и даже «большое незабываемое „Кабарэ“». А для детей ёлка в этом театре стала запоминающейся, потому что появление Деда Мороза сопровождалось полётом аэроплана. Впрочем, родители не разделяли их восторга, поскольку билеты на это представление стоили больше, чем обычно.
Любили состоятельные екатеринодарцы и различные развлечения. К примеру, наступление нового 1914 года было отмечено многочисленными комедийными постановками: «У ног вакханки», «Севильский обольститель», «Сын кокотки». В Зимнем театре шла комедия-фарс Леонарда Тальмского «У женских юбок», а после спектакля до поздней ночи гремел маскарад.
В это же время проходили и гастроли «русско-польской каскадной артистки» мадемуазель Станиславской («каскадными артистами» до революции называли трюковых артистов, каскадёров).
Новый год праздновали и в домашнем кругу. Екатеринодарцы ходили друг к другу в гости, устраивали домашние спектакли, концерты, детские праздники. Ёлка, как уже было упомянуто, наряжалась на Рождество, то есть с 24 на 25 декабря, и, как повелось с петровского указа, стояла она семь дней, поэтому Новогодняя ночь была последней в «жизни» украшенной красавицы.
Рождественские и новогодние подарки были разными. Дарили пряники, конфеты, шоколадных зайцев, игрушки и даже «волшебные фонари» (металлический ящик с увеличительным стеклом, внутрь которого вставлялась свеча; стеклянные пластинки с цветными рисунками, которые проецировались на экран). Дети делали подарки родителям своими руками.
Совсем другой оказалась встреча нового 1918 года. Состояние города в эти дни не поддавалось описанию: на улицах Екатеринодара «пели, орали, бродили, шатаясь», пьяные солдаты. Причиной послужила «операция» члена краевого правительства по ведомству финансов Ф. С. Леонтовича по ликвидации «опасных запасов казённого спирта», который продавали со складов сначала «с благоразумным ограничением», а непосредственно перед Новым годом «широкой рукой и с особым поощрением в отношении прибывших с фронта». Результат был налицо…
Уходила в историю эпоха Екатеринодара… Город стоял на пороге грандиозных перемен, которые ему суждено будет встретить с другим именем. Но это уже совсем другая история, и однажды под Новый год мы её обязательно расскажем.
Всех с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым! Будьте здоровы!
Елена Перетриева, историк
В связи с тем, что архивы и библиотеки закрыты по известным причинам, при подготовке статьи автор использовала только книги из домашней библиотеки и материалы из открытых источников (в том числе дореволюционную периодику).
Автор и редакция выражают признательность Историко-археологическому музею-заповеднику им. Е. Д. Фелицына и лично Светлане Катуниной – за помощь в подборе материалов; любимому сайту «Съ любовью изъ Екатеринодара – Привет из Краснодара» и лично Михаилу Юрьеву – за иллюстративное сопровождение публикации.
Екатеринодар Елена Перетриева история Новый Год Рождество статьи
Last modified: 31.12.2020