«Стужа»: где выставиться молодому художнику

Арт, Статьи

9 февраля в краснодарской галерее «Особнякъ» состоялся вернисаж первого Всероссийского фестиваля искусств «Стужа». Идея арт-события для молодых творцов (до 35 лет) появилась не случайно. Одна из главных задач куратора, на мой взгляд, – это помощь начинающим художникам. Многие ведь учатся в школах искусств, колледжах, училищах и вузах, но стесняются показывать свои работы где-то ещё, а то и вовсе не знают, как включиться в выставочный процесс или же не совсем уверены в своих силах. Поэтому в Краснодаре должны быть проекты, позволяющие подрастающему поколению выставляться, знакомиться с работами других художников и получать обратную связь – от зрителей, коллег и искусствоведов…

Произведения отбирались очень тщательно, но осторожно. Всё-таки куратор не должен становится неким непреодолимым препятствием, из-за которого мог бы закончиться путь молодого художника. Не скрою, мне очень помог опыт педагога, художника и организатора международного творческого форума «Разные миры» Елены Морозкиной, выступившей соорганизатором «Стужи». Фестиваль также реализовался благодаря партнёрству с ООО «Рекламный дом Кубани».

Результаты, признаться, превзошли ожидания. Когда на конкурс начали поступать заявки с офортами на меди, гипсовыми скульптурами, ювелирными украшениями, пастелями и другими интересными авторскими техниками, стало ясно, что краснодарские молодые художники не просто творят, а ищут собственный, не похожий на других путь. Кроме того, несколько выставленных на вернисаже работ пополнили частные коллекции.

Каждый из участников получил диплом первой «Стужи», но вдвойне привлекательной стала премия имени краснодарского авангардиста Евгения Цея «Мастерство и новаторство». Памятный диплом, а также сертификат в художественный салон получил краснодарец Тимофей Хоменко (КубГУ). Он увлечён коллажированием, графикой и принтом – и миксует всё это в авторской технике, добиваясь барочной масштабности композиций при современном, актуальном подходе.

Елена Носивская – выпускница Краснодарского педагогического колледжа и Армавирской педагогической академии, сама преподаёт в краснодарской ДХШ № 5. Свободно чувствует себя в экспрессивном пейзаже и живописной абстракции, где масштабные красочные пятна дополняют тонкие, «вдумчивые», одновременно торопливые линии. «Стужа» стала для Елены не первым вернисажем, на её счету призовые места в международных конкурсах живописи.

Ещё один сложившийся автор – Ольга Сафронова, выпускница КХУ – работает художником в Музыкальном театре. Неудивительно, что портрет её кисти в полной мере раскрывает характер персонажа, а уверенные мазки заставляют вспоминать лучшее из русского импрессионизма.

Алёна Цымбал (окончила КПК № 3 и АГПУ) знает, как стилизовать портреты и жанровые полотна, завораживающие зрителя глубиной, так, как принято в символизме и более молодом стиле – магреализме. Это ценнейшее качество отличает её от многих современных художников-реалистов и их «плоских» миров.

Ксения Черняховская, также выпускница КПК № 3, родилась в казахстанском Актобе и лишь позднее переехала в Краснодар. Ей подчинилась масляная живопись, но отдельного внимания заслуживают её графические работы. Согласитесь, в наше время совсем немногие художники могут похвастаться интересными наработками в непростой техники пастели.

Среди самообучающихся авторов выделяется Артём Будко: в его работах акриловой краской, лайнерами и аэрозолями и технически, и стилистически присутствует многое от «уличного» искусства, остальное – из наива и экспрессионизма. Пока фокус его внимания на портретах и жанровых работах.

Екатерина Полякова – самобытный график и иллюстратор, недавно открывший для себя красоты масляной живописи. Её работы – это убедительные характеры персонажей, сильная, чуть ломанная линия, высокая степень детализации вместе с продуманной стилизацией. «Стужа» стала для Екатерины первым вернисажем.

Алла Пасмашная принимает активное участие в выставочном процессе города, хотя и не получила профильного образования. Её пейзажи атмосферны, художница никогда не ищет простых, безусловных колористических сочетаний. Её стиль впитал в себя многое из символизма, наива, абстрактного искусства.

Марго Якунчева – абстракционист. Всего месяц назад прошла её первая персональная выставка «Беспредметное», которую мне посчастливилось курировать. Тонкий вкус, внимание к абрису роднят её с современными японскими и французскими абстракционистами. В её руках техника туши в сочетании с медиумом становится медитативной.

Наталия Сарана (окончила ДХШ станицы Старощербиновской) и Екатерина Чаецкая (окончила КубГУ) – авторы с разным творческим подходом. Пастозные наслоения в живописи Екатерины сочетаются со свободной манерой. Наталия выбирает акварель и добивается воздушности, а масло оставляет для практически миниатюрных работ. Кристина Дочу – самообучающийся автор из Краснодара, её влекут яркие, сочные пейзажи акриловыми красителями.

Григорий Абрамов (КубГУ) также использует акрил, но в сочетании с текстурными пастами. Декоративная работа «Краснодарская дверь» – одновременно и метафорический выход, и вход в мир искусств. Артём Тыщенко – автор из Горячего Ключа, который уделяет большое внимание аутентичности оформления, а в живописи – декоративности и в то же время реалистичности.

Гипсовые скульптуры Дарьи Ярцевой (КубГУ) несут в себе одновременно черты модерна и классицизма. Она убедительна в женских погрудных портретах и ню. Остаётся пожелать автору новых выставок и интересных творческих проектов, а также сохранить свой собственный, особый взгляд на натуру.

Ольга Мельникова (КубГУ) увлечена как «традиционным» рисунком, так и графическими программами. На данный момент сфера её интересов – модерн, в котором она легко сохраняет стилистическое единство.

Маргарита Николаева (КубГУ) владеет сложнейшей техникой офорта, используя для этого технический арсенал родной альма-матер. Её работы сложны, детализированы, фантастический сюжет рождает неясное чувство узнаваемости, некое дежавю: шутка ли, доисторические ящеры бродят по улицам средневековой Европы и Азии…

Дарья Тюльпина и Екатерина Корниенко (КубГУ) – молодое поколение керамистов. Выполненные  с применением глазури изделия причудливых очертаний говорят о должной степени свободы, с которой творят подрастающие мастера.

Нина Кравченко (КубГУ) известна как автор дизайнерских часов, созданных с использованием самоцветов, полудрагоценных камней, кристаллов Сваровски. Причём известна не только в родном городе. Ещё один мастер, предпочитающий работу с полудрагоценными камнями – Ирина Ганжа (КубГУ). Серия ювелирных украшений в меди полюбилась зрителям свободной манерой с отсылками то к европейскому модерну, то эпохе Белой эмиграции.

Полина Панченко (КубГУ) увлечена куклами и занимается изготовлением не только миниатюрных текстильных костюмов, но и основы. Всадники и эльфы, вырастающие из цветка… Границ фантазии, кажется, совсем нет.

София Кузнецова (ДХШ им. Пташинского и обучение у Дмитрия Прокоповича) – одна из самых юных участниц фестиваля. В свои пятнадцать она создала абстракцию и инсталляцию на основе авторской книги художника, выполненной при помощи графических материалов. Ещё одна юная звёздочка – пятнадцатилетняя художница из Москвы, творящая под именем Аполлинария. В её активе поэтические, свободные работы и победы в творческих конкурсах.

Цветная графика участницы из далёкого Хабаровска Яны Костиной (ХГУ) несёт черты поп-арта и современного полиграфического дизайна.

Экспозиция фестиваля «Стужа» будет работать до 18 февраля в галерее «Особнякъ» по адресу: улица Фрунзе, 37, с 15:00 до 19:00, кроме понедельников. 

Дарья Тоцкая, искусствовед

Фото предоставлены организаторами фестиваля

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 13.02.2019