Юбилей Маэстро

Статьи, Театр

Александр Александрович Лавренюк

5 июня исполнилось 80 лет дирижёру Краснодарского театра балета Юрия Григоровича, заслуженному артисту РФ Александру Александровичу Лавренюку.

Сказать, что это яркая творческая личность в истории советского и российского балета – всё равно что не сказать ничего! Не секрет, что подвижничество в профессии – явление сколь ценное, столь и распространённое, но творческая судьба Александра Лавренюка всё же уникальна.

Девятилетним мальчиком учащийся Московского хореографического училища Саша Лавренюк вышел впервые на сцену Большого театра, поддерживая бороду зловещего Черномора в опере «Руслан и Людмила». Через десять лет, окончив хореографическое училище у знаменитого Асафа Мессерера, Александр был принят в балетный цех прославленного театра и вскоре стал его солистом, занимая в течение двадцати лет позиции яркого характерного танцовщика. Его партии – Дроссельмейер в «Щелкунчике», Эспада в «Дон Кихоте», Баск в «Пламени Парижа», Синьор Помидор в «Чиполлино» – были отмечены критикой, вызывали восторг публики. Но ещё более значимо то, что он был первым исполнителем в новых творениях выдающихся хореографов, создав образы Андалузца в «Испанском каприччио» В. Гонсалеса и М. Камалетдинова, Новфаля в балете «Лейли и Меджнун» и героя балетного номера «Мелодия» реформатора Касьяна Голейзовского, Визиря в «Легенде о любви» Юрия Григоровича, с которым они связаны уже более полувека.

Парис – А. Лавренюк и Джульетта – М. Плисецкая в «Ромео и Джульетте»

Лавренюк стал партнёром великих балерин XX века – Майи Плисецкой, Натальи Бессмертновой, Екатерины Максимовой, Марины Кондратьевой. Совсем юному Лавренюку, обладающему завидной выученностью, одарённому талантом и потрясающей сценической внешностью, выпала партия Париса в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (постановка Леонида Лавровского). Джульетту танцевала уже признанная прима Майя Плисецкая. Потом была их совместная работа в балете Р. Щедрина «Анна Каренина» (здесь Лавренюк исполнял одну из ведущих партий и проявил себя балетмейстером-репетитором) и, наконец, спектакль, ставший событием для мирового балета, – «Кармен-сюита» Р. Щедрина в постановке Альберто Алонсо, где Александр Лавренюк исполнил партию Коррихидора. С этим спектаклем, помимо постоянных гастролей ГАБТа, они с Плисецкой объездили полмира. Ему посчастливилось стать одной из составляющих славы Большого Балета, разделив с ним триумфальное, звёздное свечение театра. В истории советского, русского балета Александру Александровичу Лавренюку как танцовщику отведено заслуженное им место.

Андалузцы – А. Лавренюк и Л. Трембовельская в «Испанском каприччио»

Но он совершил то, что сделало его творческий путь неповторимым: двадцать лет оттанцевав в главном театре страны, он встал за дирижёрский пульт! Сначала в Одессе, а потом и в родном для него Большом театре. И это была не разовая акция, а планомерный путь длиною в десять лет!

Говорить же вскользь о становлении в Краснодаре балета как вида искусства и огромной значимости Александра Лавренюка в истории Краснодарского театра балета даже неловко – эта тема достойна отдельного исследования! Уникальность дирижёра, всем своим существом впитавшего балет, его потрясающее знание… нет, даже не знание – чувствование темпов – не просто помогает исполнителям, а вдохновляет их и просвещает.

Эспада в «Дон Кихоте»

«Десант Большого театра» (это наш юбиляр и балетмейстеры-репетиторы, заслуженные артисты России Олег Рачковский и Ольга Васюченко, на тот момент тоже недавние солисты Большого), заброшенный в 1996 году в «Премьеру» величайшим хореографом современности Юрием Николаевичем Григоровичем, и сегодня держит спектакли на достойном уровне.
В далёкие девяностые великий Григорович пообещал Леонарду Гатову осуществить на сцене нашего театра восемнадцать своих постановок. На сегодняшний день он и его поверенные создали больше спектаклей. И музыкальным постановщиком каждого из них стал Александр Александрович Лавренюк. Каждого! Бессменно! На протяжении двух с лишним десятков лет в Краснодаре!

Со своей супругой Ниной Зюкиной, также бывшей солисткой Большого театра, Лавренюк вместе уже более полувека, а Краснодар за почти четверть века служения нашему Театру балета стал для них не менее родным городом, чем Москва. Их сын Тимофей за два десятилетия на священной сцене Большого театра, будучи характерным танцовщиком, исполнял зачастую те же партии, что и его выдающийся отец…

Синьор Помидор в «Чиполлино»

В завершение хотелось бы поделиться личными воспоминаниями, относящимися к тем временам, когда не было ещё в Краснодаре «десанта» и не было балета. Однажды на одном из спектаклей в Большом театре я слышала, как перешёптывалась публика: «За пультом отец Лавренюк, а на сцене сын Лавренюк». Почему-то тогда это врезалось в сознание. Кто мог представить, что легендарный артист-дирижёр окажется так близко и станет частью истории нашего края!

Юбиляр не любит, когда говорят, что он пришёл в музыку из балета, а подчёркивает, что «пришёл в балет из музыки, а в балете на двадцать лет заблудился». Имея в виду, конечно, свою карьеру танцовщика. Музыка действительно его не отпустила! Она влечёт и властвует, она диктует и дарует силы. И пусть так будет ещё многие годы!

С юбилеем Вас, Александр Александрович!

Ирина Белова, критик
Фото из личного архива автора

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 6 (16), июнь 2019 г.)

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 21.06.2019