За снегом и гармонией – на собачьей упряжке

Среда, Статьи

Лиходедова Хаски

Приближаясь к финишу (фото с гонки «Лагонаки-2018»)

Не так давно отшумели новогодние праздники и закончились январские каникулы. Но впереди ещё несколько зимних выходных. У нас, на Юге России, не избалованном наличием классической зимы, в это время принято искать снег. Обычно его можно найти за пределами города, поближе к горам, так что курорты, которые могут предоставить свою инфраструктуру для отдыха в зимнее время, неизменно востребованы. Зная, что к снегу едут не только любители лыж и сноуборда, хозяева горнолыжных комплексов уже давно превратили их в комплексы универсальные. Как и любые курорты, они по определению «человекоцентричны». Все удобства и услуги – для отдыхающих, вокруг – общение, суета и демонстрация приоритета желаний человека над всем остальным. Пейзаж становится бонусом к удовольствиям другого рода, по сути, всего лишь обстановкой, в которой постоянно происходит какая-то активность. Курорты не созданы для погружения в дикую природу. Но многим людям по-прежнему хочется именно этого погружения. Может, попробуем?..

 

Лиходедова хаски

Рассветное солнце освещает Лагонакское нагорье

Плато Лагонаки открывается взору неожиданно, и у того, кто видит его впервые, вызывает мало с чем сравнимые эмоции. Проехав по узкой дороге мимо турбаз, отелей и аттракционов, мимо прилавков с пирожками и горячим чаем, мимо заполненных людьми склонов для катания, вдруг выбираешься на Азишский перевал и захлёбываешься от грандиозности открывшегося перед тобой пространства с ничем не нарушаемой плавностью очертаний и от ощущения тишины, не зависящего от присутствия других туристов. Зимой в этом пейзаже есть что-то северное, а то и вовсе инопланетное. У этого уникального места (миллионами лет формировавшегося рифа в давно исчезнувшем океане) непростая новейшая история. Территориально оно относилось к Кавказскому заповеднику с самого его основания в 1924 году, но в начале 1950-х заповедники сильно пострадали в ходе «реорганизации», которая откатила природоохранное дело на несколько десятилетий назад и которую называют не иначе как разгромом заповедной системы. Тогда Кавказский заповедник лишился двух третей своей территории. Исключено из его состава было и плато Лагонаки с Фишт-Оштеновским горным массивом – это было сделано ради «практических интересов народного хозяйства». Через несколько лет, после бурных протестов учёных и других неравнодушных людей, большая часть территории заповеднику была возвращена, но Лагонакского нагорья это не коснулось, и более сорока лет здешние альпийские и субальпийские луга подвергались активному выпасу, за короткое время приведшему к истощению почв и деградации растительности, а окаймляющие их леса нещадно вырубались. Жесточайшая эксплуатация превратила некогда лакомый кусок в бремя для бюджета, и в 1995 году, после многих мытарств, Фишт-Оштеновский горный массив и плато Лагонаки были возвращены Кавказскому заповеднику. Следы хозяйственной деятельности прекрасно видны и сейчас, и очень долго ещё будут видны даже далёкому от заповедного дела человеку, и это повод не махнуть рукой на потерю прекрасного уголка, а попытаться его «вылечить», хотя бы не подвергая чрезмерной антропогенной нагрузке.

Лиходедова хаски

Вид с Азишского перевала

Выполнить последнее условие непросто – люди всегда ходили по плато и всегда будут ходить. Но, кажется, сотрудникам Кавказского заповедника удалось найти прекрасный способ совместить желания людей с интересами охраны природы, добавив в палитру зимнего отдыха и путешествий новые для нас, южан, оттенки. С нынешнего года, помимо уже существующих пешего и снегоходного маршрутов через перевал Абадзеш, в заповеднике появится маршрут, проходимый на собачьих упряжках. Это своеобразное «развитие темы» спортивных гонок, уже не раз проводившихся здесь и имевших своей целью сохранение красоты и первозданности заповедных мест через развитие экологичных видов спорта. Теперь приобщиться к ездовому спорту может и человек, у которого вовсе нет собаки. На этом маршруте работают хаски – собаки, чьи предки появились на северо-востоке Евразии в результате одомашнивания волка. Это очень популярная нынче порода. Мы часто видим хаски в городах, но полностью «раскрыться» они могут лишь в условиях, близких к тем, в которых они появились. Многими поколениями этих собак формировались не только беспрецедентная выносливость, скорость и способность работать в команде, но и уникальные, полные дружелюбия взаимоотношения с человеком, при том что внешне хаски продолжают быть очень похожими на своих диких предков. Кажется, лучшей компании для того, чтобы почувствовать гармонию с природой и с самим собой, не найти. Ведь во взаимодействии с существом, доверяющим тебе, но стоящим гораздо ближе тебя к дикой природе, как с проводником проявляются новые грани этой гармонии. А точнее, хорошо забытые старые – не зря девизом одной из прошедших гонок на собачьих упряжках стала фраза: «Я вернусь!»

Елена Лиходедова

Фото автора

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар»
(№2, февраль 2020 г.)

 

 

Last modified: 13.02.2020