«Заводь» времён

Арт, Статьи

В Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств завершился масштабный, хотя и всего двухдневный проект «Заводь». Живопись, графика, современная керамика, арт-объекты… 70-е, 80-е годы прошлого века, наши дни… По факту «Заводь» продемонстрировала публике гораздо большую глубину, чем предполагало название. Собрав воедино южный авангард, раннюю краснодарскую абстракцию, современный живописный реализм и графику, организаторы и участники проекта подарили зрителю настоящее арт-погружение…

Краснодар – город обтрясаемой алычи, шумных от ветра тростниковых зарослей и пышных розовых кустов. «Город-лес», как называли его историки ещё в XIX веке. Город с мужским именем. Но иногда мы забываем, что это ещё и город на реке. А где река – там и женщина. Кроме того, вода – всегда зеркало… Так что изначальную тему творцы трактовали достаточно широко.

Андрей Серков, «Пейзаж». Дарья Тоцкая, «Мёртвое озеро»

На выставке впервые в Краснодаре экспонировались красочные работы Евгения Цея (1926–1982) из фондов Выставочного зала. Авангардист проложил дорогу современному кубанскому искусству, ещё в 1970-х годах собрав вокруг себя единомышленников. Зрители могли увидеть и работу его последователя, певца закатов станицы Старокорсунской – Алексея Паршкова. Также впервые краснодарской публике была показана одна из абстракций Михаила Архангельского (1937–2006), представляющая поздний период его творчества. Безмерные в своей свободе мазки художника и тонкий колорит перекочевали в полотна следующего поколения кубанских абстракционистов, став характерной региональной чертой. Она улавливалась и в работе Натальи Зайцевой (1954–2016) «Полёт», тоже ранее не экспонировавшейся.

Михаил Архангельский, «Кубань»

В «Заводи» были выставлены и творения наших современников – Игоря Михайленко, Ирины Абрамовой и Павла Мартыненко, – созданные 10–20 лет назад. Некоторые из них было сложно ассоциировать с создателями – настолько за это время изменился их авторский стиль.

Работа по дереву Павла Мартыненко «Мальчики к войне» буквально изображает рыбу, производящую на свет людей (вот такое интересное прочтение «Заводи»). Реалистичное полотно Дмитрия Прокоповича показывает существующий в действительности, густо оплетённый растительностью дом на улице Красноармейской – ещё одно наше сокровище, краснодарскую одноэтажную эклектику. Заводи Ирины Седовой сочны, свежи и полнокровны, Александр Куренной, напротив, играет на стыке реализма и наива…

София Кузнецова, «Колыбельная». Светлана Рощенко, «Мини-картинки»

Сегодняшнее поколение творцов не боится самоиронии и минималистских экспериментов (Иван Дубяга, Андрей Серков, Нальби Бугашев, Алла Пасмашная), оно свободно в своей графической абстракции («Дольмен» Юлии Дёминой). Масштабное полотно Тенгиза Шамова изображает другого краснодарского художника, «ар-брютовца» Валеру «Свидетеля», кстати, большого любителя кубанских цветов и садов. Миниатюрные акварельные портреты Светланы Рощенко свежи, как воздух побережья. Маркерная графика самой молодой участницы выставки – Софии Кузнецовой, – напротив, делает ставку на контур и слоганы.

Юлия Дёмина, «Дольмен»

Арт-объект «Супрематические Матрёшки» Яны Алалыкиной отсылает к эстетике авангарда, керамические кубанские яблоки Елены Морозкиной продолжают её абстрактные эксперименты. «Мать-заводь: и плывут по ней все мужчины и женщины из ниоткуда в никуда» (арт-объект Дарьи Тоцкой в четыре с половиной метра из краснодарского тростника и пергаментных «голов») – о человеческих судьбах в объятиях вдохновляющей природы…

Что мы можем сказать в итоге? Краснодарская живопись и графика невероятно многостилевы и разноплановы. И чем внимательнее мы вглядываемся в них сквозь красочную толщу времён, будто бы поросших полынью и аптечной ромашкой, тем очевиднее, насколько необъятно и богато искусство Краснодарского края.

Дарья Тоцкая и Павел Власенко, кураторы события

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 11.07.2019