Ну вот и настало время отметить столетний юбилей первого полнометражного культового фильма. 26 февраля 1920 года в Берлине состоялась премьера «Кабинета доктора Калигари». Роберт Вине показал на экране искажённую, привидевшуюся в ночном кошмаре реальность. И это было настолько убедительно, что весь следующий век десятки режиссёров из разных стран развивали и переосмысливали его находки.
…Прошло четверть века с того момента, как 22 марта 1895 года в Париже на бульваре Капуцинок братья Люмьеры представили публике синема – те самые 25 лет, на протяжении которых кинематограф покорял мир в качестве аттракциона и готовился к качественному скачку. Да, были хорошие, не устаревшие по сей день фильмы в немом короткометражном кино («Политый поливальщик» Люмьеров, «Путешествие на Луну» Мельеса, «Банк» Чаплина), но с полным метром никак не получалось. Ну кто сегодня без зевоты сможет одолеть блокбастеры тех лет – «Рождение нации» Гриффита или «Кабирию» Пастроне?!
И вот явился «Калигари» – первый настоящий триллер, который и сегодня смотрится очень бодро… Таинственный доктор Калигари на ярмарке показывает лунатика Чезаре. Тот делает предсказания («Вы не доживёте до рассвета!» и тому подобное), а потом в городке начинает орудовать маньяк. «Конечно же, это Чезаре!» – воскликнет зритель вслед за героем, но в конце, узнав все тайны рассказчика и Калигари, поймёт, что режиссёр показал гораздо более интересную и страшную историю, чем казалось большую часть сеанса. Перевернуть смыслы с ног на голову придумал Фриц Ланг, который отказался снимать картину, но добавил в неё неожиданный сюжетный ход.
Сценаристы фильма использовали личные воспоминания, когда писали эту историю. У Карла Майера покончил с собой безумный отец, а Ганц Яновиц как-то столкнулся с маньяком. Дело было несколькими годами ранее в Гамбурге. Поздно вечером в плохо освещённом парке развлечений он увидел незнакомку и пошёл за ней. Среди зарослей он потерял девушку из виду, но увидел мужчину в чёрном, который быстро скрылся. Наутро газеты писали о зверском убийстве молодой особы в том парке. Яновиц считал, что видел маньяка и находился от него в нескольких шагах, пока он душил жертву.
Любопытно, что американскую премьеру бойкотировали ветераны Первой мировой. Выжив в окопах и научившись ненавидеть немцев, они выстраивались у кинотеатров с плакатами: «Не будем смотреть фильмы, снятые врагами Америки!». Хотя «Калигари» не был прецедентом – это была уже третья немецкая лента на американских экранах. Сегодня считается, что все эти акции организовал конкурент прокатчика.
Александр Павлов в книге «Расскажите вашим детям. Сто одиннадцать опытов о культовом кинематографе» пишет:
«Возможно, „Кабинет доктора Калигари“ стал первым культовым фильмом. Более того, не только в кино, но и в искусстве в целом он был немецкой альтернативой французскому модернизму. В то время как позднее „Андалузский пёс“ начал претендовать на то, чтобы стать кинематографическим манифестом французского сюрреализма, „Кабинет доктора Калигари“ утверждал новый стиль модернистского искусства – немецкий экспрессионизм».
Кстати, этот фильм вполне мог стать сюрреалистским. Сценаристы хотели, чтобы над декорациями работал чешский художник-сюрреалист Альфред Кубин. Продюсеры отвергли эту идею и позвали Вальтера Реймана, Херманна Варма и Вальтера Рёрига. Последний потом создавал визуальную атмосферу в фильмах Мурнау.
Секрет свежести «Калигари» в том, что он снят в необычных декорациях. Режиссёр не делал ставку на спецэффекты, которые всегда видны в старом кино. Зритель быстро пресыщается зрелищем достоверных катастроф и жутких монстров. Чтобы заполучить его внимание, кинематографисты каждый год придумывают всё более виртуозные эффекты. Глаз привыкает к ним и старые трюки уже не воспринимает как волшебство, замечает их механизм. Возьмите, к примеру, «Затерянный мир» 1925 года. На забавных динозавров из папье-маше можно посмотреть под аперитив для расширения кругозора. А теперь представьте, что этой картиной Конан Дойл перед премьерой шокировал научные круги Лондона, показав им нарезку с динозаврами как реальные кадры, привезённые из экспедиции: «Вы думаете, что мой роман – фантастика? Я ждал подтверждения, и вот оно!» Потом шутка писателя раскрылась. Сейчас, смотря это кино, думаешь: как, ну как кто-то мог поверить в реальность происходящего на экране?
А «Носферату» Мурнау… Это тоже культовое кино, только полностью изменившее смысл. Сегодня его смотрят, чтобы посмеяться, а раньше пугались. Включаю самые «жуткие» вампирские кадры из него. Пытаюсь представить, как от этого холодела кровь в жилах зрителей начала прошлого века. Не получается, смеюсь.
Помнится, бабушка мне рассказывала, как впервые увидела кино в середине 1930-х годов. Она жила в большой станице, в которой, однако, о синематографе знали лишь понаслышке. И вот однажды туда приехал оператор с передвижной установкой. «Как повалили бабы с криками из того сарая, когда на экране бык побежал! – рассказывала бабушка. – Тёмные люди были, думали, затопчет!» Я долго искал кадры с бегущим быком в советских фильмах 1920–1930-х годов и нашёл их только в «Весёлых ребятах». «Вот этого ты пугалась в детстве?» – спросил я, показывая на компьютере кадры с быком. «Нет, конечно, – ответила она, – это же известный фильм, я его много раз видела, да и не страшный здесь бык… А может, и он, это сейчас не страшный, а тогда никто и не понимал, про что кино, просто картинки на простыне. Ходят люди, что-то делают… Чудно! И тут бык бежит…» В «Калигари» же саспенса не становится меньше по прошествии лет и с обретением зрительского опыта. В какой-то степени он даже приобрёл свойство тревожной хроники XX века…
Юбилеи большинства культовых фильмов ещё впереди. Совсем скоро век исполнится «Носферату», потом придёт черёд «Метрополиса» и «Человека с киноаппаратом», затем столетие отметят «Андалузский пёс» и «Огни большого города». Ну и следом пойдёт уже весь звуковой кинематограф. «Кабинет доктора Калигари» – первый в ряду столетних юбиляров.
Владимир Бегунов
Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар»
(№2, февраль 2020 г.)
Владимир Бегунов Кабинет доктора Калигари Кино Роберт Вине статьи
Last modified: 26.02.2020