В новом сезоне Музыкального театра КТО «Премьера» в операх «Риголетто» Дж. Верди, «Паяцы» Р. Леонкавалло, опереттах «Летучая мышь» и «Ночь в Венеции» И. Штрауса и других репертуарных спектаклях и концертных программах симфоническим оркестром дирижирует Евгений Перунов. О тонкостях дирижёрского искусства и о том, как с их помощью достигается настоящая магия в музыке, мы поговорили с Евгением Николаевичем после одной из репетиций.
– В чём, на ваш взгляд, уникальность профессии дирижёра?
– Наш известный дирижёр Юрий Хотуевич Темирканов говорил, что дирижёрская профессия – это профессия второй половины жизни! Золотое и истинное высказывание! Да, мы учимся с юности, но достигаем зрелости ближе к пенсионному возрасту. К сожалению, это так!
Дирижёр – это противоречивая профессия, которую, кстати, не признавал великий Лев Толстой. «Стоит и машет себе! А они играют сами по себе». Для непосвящённых на первый взгляд это так и выглядит. А если углубиться?.. Представьте, какая нужна эмоциональная воля, какой мощный импульс, чтобы увлечь сто человек для исполнения музыкального шедевра! На репетицию одного произведения, допустим, симфонии Брамса, у оркестра без дирижёра уходит очень много времени, для этого требуется большое количество встреч, а с профессиональным дирижёром – всего три-четыре…
Один из моих педагогов, ныне покойный Виктор Андреевич Федотов, потрясающий балетный дирижёр Мариинского театра, народный артист СССР, на наших занятиях в Ленинградской консерватории всегда неустанно твердил, что дирижёр – артист номер один! Он стоит к публике самый первый и как реактор излучает положительную энергию, которая увлекает, пусть даже подсознательно.
Дирижёр – это противоречивая профессия, которую, кстати, не признавал великий Лев Толстой. «Стоит и машет себе! А они играют сами по себе». Для непосвящённых на первый взгляд это так и выглядит. А если углубиться?..
– Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать дирижёр?
– Прежде всего уметь быстро и компактно репетировать, аккомпанировать солистам, чувствовать форму, ясно выстраивать конструкцию произведения, которую заложил автор. И, конечно, обладать хорошо развитой мимикой и ясной мануальной техникой, с помощью рук молча управлять условными понятными жестами и движениями.
Главное – ещё во время репетиционного процесса создать необходимую атмосферу в работе, которая в дальнейшем будет сопровождать и исполнение на концерте. Поэтому на репетиции дирижёр – варвар, который преследует определённые цели, заставляет следовать своей воле, а на выступлении – учитель, помощник, который всегда идёт навстречу, поддерживает.
Уже когда дирижёр заходит в зал, будь то оркестровая яма или филармоническая сцена, опытные музыканты чувствуют по походке, хороший ли это дирижёр, сможет ли он ими руководить. Об этом говорил ещё в начале XX века отец великого немецкого композитора Рихарда Штрауса, который играл на валторне.
Маститые дирижёры, или как их ещё называют, «оперные волки», с которыми я успел за свою творческую жизнь пообщаться, шутили, что именно дирижёр перед спектаклем влезает в клетку со зверями и остаётся один в этом кошмаре.
Настоящий дирижёр испытывает колоссальное напряжение, проводя концерты, а особенно спектакли! Это похоже на работу хирурга, делающего операцию на сердце, или лётчика-испытателя: взлететь-то можно, а вот удастся ли посадить самолёт на землю – это всегда под вопросом.
– Вы помните, какие эмоции испытывали, когда впервые встали за дирижёрский пульт?
– Это было осенью 1988 года, когда я учился на втором курсе Санкт-Петербургской консерватории. Дирижировал оперой М. Раухвергера «Красная шапочка». У меня сохранились и афиша, и программа того спектакля. Помню, как долго репетировал, очень волновался. Впервые вышел перед большой аудиторией и продирижировал с честью. Все говорили: какой у вас опыт! А всё потому, что ещё мальчишкой я бегал в Воронежский театр, чтобы посмотреть на работу дирижёра. Постепенно набирался зрительского опыта, приобщался к дирижёрскому искусству в музыкальной школе, институте искусств, позже часто бывал в оперной студии консерватории.
– Поэтому вы так легко справились с ролью дирижёра на съёмках фильмов «Идиот» Владимира Бортко и «Ветка сирени» Павла Лунгина?
– Владимир Владимирович Бортко очень скрупулёзно подходит к работе и любит долго репетировать, делать много дублей для правдивого изображения. Мы снимали небольшой эпизод в театре в Юсуповском дворце на Мойке, но процесс съёмок затянулся на полдня. Исполняли арию Розины из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Маленький театр, много человек в массовке. Режиссёр требовал всё более правдивого изображения. Ко мне он отнёсся очень хорошо. Хвалил за то, как сыграл.
Главное – ещё во время репетиционного процесса создать необходимую атмосферу в работе, которая в дальнейшем будет сопровождать и исполнение на концерте. Поэтому на репетиции дирижёр – варвар, который преследует определённые цели, заставляет следовать своей воле, а на выступлении – учитель, помощник, который всегда идёт навстречу, поддерживает.
На съёмках фильма «Ветка сирени» я был страшно уставший, так как накануне вечером дирижировал оперой «Фауст» Ш. Гуно в Михайловском театре, а снимали эпизод всю ночь в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской. Но и с этой ролью я справился.
– На съёмочной площадке вы ощущали себя прежде всего дирижёром или актёром?
– Это была однозначно актёрская работа. К примеру, режиссёр Бортко поставил задачу передать манеры и образ маэстро XIX века. Я артист по своей натуре и роль дирижёра играл. А Фрак, белые перчатки, рубашка с жабо, причёска, даже цвет и размер дирижёрской палочки помогли создать образ дирижёра той эпохи.
Каких принципов вы придерживаетесь в работе?
Главный принцип – никакой лени! Очень не люблю ленивых людей. Я – человек инициативный и стараюсь собирать вокруг себя единомышленников. Работа должна быть очень активной, важно гореть и уметь зажечь других.
Беседовала Татьяна Саблина
Фото: КТО «Премьера»
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:
Евгений Перунов интервью спектакли ТО Премьера
Last modified: 12.11.2018