Мы не планировали снимать вторых «Кубанских казаков»

Интервью, Кино

Владимир Фокин проводит мастер-класс в Краснодаре / Фото: скриншот с сайта youtube.com

Народный артист России, кинорежиссёр, сценарист, профессор ВГИКа, академик кинематографических искусств и наук Владимир Петрович Фокин рассказывает о 10-й Международной летней киношколе, прошедшей с 1 по 20 июля в Краснодаре.

ПОЧЕМУ КРАСНОДАР

− Владимир Петрович, школа ВГИКа каждый раз проходит в разных городах. Чем был обусловлен выбор этого года?

− Мы выбираем город по принципу минимизации трудностей с проведением. Краснодар – замечательный город. Мы давно хотели провести школу где-то на юге и рассчитывали на помощь местных властей. Никаких предпочтений политического или идеологического свойства не было. Наш ректор, Владимир Сергеевич Малышев, когда-то был замминистра культуры, и у него сохранились очень хорошие отношения с руководством в регионах. Мы не планировали снимать вторых «Кубанских казаков», таких намерений не было.

− Вы уже знаете, в каком городе будет проведена следующая киношкола?

− Пока точно не известно, но с высокой долей вероятности это будет Москва, в связи с тем, что 2019-й – год столетия ВГИКа. В 2015 году летняя школа уже проходила в Москве, но в ней не было документальной секции – только анимационная.

ОБЩИЕ МЕСТА

− Как проходит выбор тем для фильмов учениками летних киношкол? У них есть возможность подготовиться удалённо, или кураторы подсказывают на месте?

− Эта работа начинается задолго до школы. ВГИК рассылает по каналам Международной ассоциации киношкол SELECT приглашения. К этому моменту город проведения уже известен и студенты начинают поиск историй для фильмов в Интернете. Конечно, это общие места, потому что всё сводится к туристической или рекламной информации. Я, как художественный руководитель документальной секции, читаю заявки будущих картин, которые крайне редко совпадают с тем, что получается в результате.

Здесь, в Краснодаре, каких-то особо острых картин, на удивление, не было, а случалось, когда наши школяры выдавали очень серьёзные вещи. Приезжие ведь могут сказать то, по поводу чего местные держат язык за зубами.

− Если большинство из того, что находят студенты в Интернете, это общие места, то, возможно, в кубанской столице была тема, которую стоило бы рассмотреть, но ученики прошли мимо неё?

− Во-первых, я не настолько хорошо знаю краснодарскую жизнь. А во-вторых, никогда никому ничего не навязываю. Сам всегда стараюсь приехать заранее в город и получить информацию о неординарных людях, которые могли бы стать героями будущих фильмов. Первые пять шесть дней киношколы – это совместный поиск героев. Написание сценариев – это очень нервная и энергоёмкая часть работы.

СОВЕРШЕНСТВУ НЕТ ПРЕДЕЛА

− Какие из фильмов документальной секции понравились лично вам? Или не хотелось бы выделять любимчиков?

− У меня нет и не может быть любимчиков. Я участвую в каждой из работ – все они по-разному мне близки и все в разной степени удались. Раньше мы устраивали внутренний фестиваль в финале киношколы – называли лучшего режиссёра, лучшего оператора, лучшего продюсера, но потом отказались от этого. Потому что все ребята на виду, все знают о трудностях, это чисто человеческие вещи, чтобы никого не обижать. Поверьте, это колоссальный стресс и огромная нагрузка – выдать короткометражный фильм со своими персонажами и конфликтами через двадцать дней. Здесь, в Краснодаре, каких-то особо острых картин, на удивление, не было, а случалось, когда наши школяры выдавали очень серьёзные вещи. Приезжие ведь могут сказать то, по поводу чего местные держат язык за зубами.

Метафорическая «душегубка». Кадр из фильма «Я хочу, чтобы вы знали» / Фото: скриншот с сайта youtube.com

− Над какой из картин 10-й вгиковской киношколы, на ваш взгляд, можно было бы ещё поработать?

− Да над каждой. Любая из тем, если бы разрабатывалась дольше, была бы гораздо глубже и по драматургии, и по истории, и по монтажу. Они все нуждаются в доработке. И все режиссёры получили от меня рекомендации, да и сами видят, куда им двигаться. Они все ещё будут трудиться над своими фильмами и заканчивать их, не исключено даже, что вернутся в Краснодар. Все работы достойны ВГИКа, но совершенству нет предела.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ В ДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ

− Скажите, почему в летних киношколах есть анимационная и документальная секции, но нет игровой?

− Потому что невозможно в столь сжатые сроки сделать игровое кино. Оно производится совершенно по другим законам. Написать сценарий за это время – немыслимо. А писать заранее, чтобы приехать в другой город и там мучиться из-за отсутствия технической базы… в наши планы это не входит. Я режиссёр игрового кино, но в своей режиссёрской мастерской обязательно даю задание студентам снимать документальные картины – это во всех отношениях полезно.

В какой степени документальному фильму быть художественным?.. Таких критериев не существует. Скажем так, в конституции об этом ничего не написано. Каждый художник определяет сам меру правды, которую он считает достаточной или допустимой для своей картины.

− Насколько художественность оправдана в документальном кино? В фильме «Я хочу, чтобы вы знали» об оккупации Краснодара мы видим машины смерти – душегубки, «роль» которых исполняют детские игрушки. Не перегиб ли это?

Габриэль Моррисон, наш австралийский студент, о картине которого вы говорите, снял практически игровой фильм на документальной основе. Там много постановочных включений. В какой степени документальному фильму быть художественным?.. Таких критериев не существует. Скажем так, в конституции об этом ничего не написано. Каждый художник определяет сам меру правды, которую он считает достаточной или допустимой для своей картины. Например, в моём игровом фильме «До первой крови» есть очень страшная метафора, где мальчика разрывает на куски. Метафора ненависти, до которой доходят дети. Один из героев держит в руках палку и кричит: «Тра-та-та-та», как будто стреляет из автомата, а видит реальные пулевые попадания.

Учебный процесс / Фото: vgik.info

АУДИТОРИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО

− Есть ли сегодня спрос на документалистику? Повышается ли к ней интерес?

− С телевидением и Интернетом, безусловно, повышается. В Харькове, где я родился и вырос, работал кинотеатр «Хроника», в котором документальное кино всегда было довольно широко представлено. Потом всё переместилось на телевидение. Я очень люблю документальное кино и считаю полноценным подвидом кинематографа, но зрители не пойдут на него в кинотеатр, не будут платить за него деньги – такой традиции, к сожалению, у нас не существует. Тем не менее есть очень хорошие картины. Они в разной степени совпадают с моими предпочтениями, но я не могу не отметить их высокое качество. Например, замечательный фильм Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы! », картины Ирины Васильевой и Александра Радова. Очень спорные, но талантливые фильмы у Виталия Манского… Но, все эти ленты показывают преимущественно на фестивалях.

Сегодня любой человек может зайти в салон мобильной связи и купить смартфон за 10 тысяч рублей. Придумать фильм, снять его, смонтировать и выложить в Интернет на суд зрителей. Всё – он стал режиссёром. Конечно, это отражается на уровне картин…

− Какова аудитория этих фильмов? Взрослые люди или молодые?

− Статистика – не моя тема. В нашей среде эти фильмы смотрят люди самых разных возрастов. Думаю, что документальное кино для людей думающих, и возраст тут ни при чём.

ДОКУМЕНТАЛИСТИКА. ИНТЕРНЕТ. ЗАРАБОТОК

− Вы коснулись Интернета. А как вы считаете YouTube изменил представление о документальном кино?

− Интернет не имеет отношения к документальному кино. Только как транслятор, который дал возможность смотреть больше фильмов.

− Я имею в виду технологию – съёмка с видеорегистраторов, камер мобильных телефонов…

− Это вопрос киноязыка и доступности съёмочной техники. Когда-то кинематографисты были кастой небожителей. Сегодня любой человек может зайти в салон мобильной связи и купить смартфон за 10 тысяч рублей. Придумать фильм, снять его, смонтировать и выложить в Интернет на суд зрителей. Всё – он стал режиссёром. Конечно, это отражается на уровне картин, но с другой стороны, многие люди, которые попробовали себя в этом качестве, идут дальше и становятся профессионалами.

Преподаватели и студенты 10-й Международной летней киношколы / Фото: vgik.info

− Последний вопрос – можно ли заработать на документальном кино?

– Я на кино денег не зарабатываю. Никогда в жизни не снял ни одного метра ради денег. У меня не так много картин, и все они сняты потому, что я не мог молчать и должен был это делать, не думая об успехе. Зритель награждал мои картины вниманием, а это свидетельствовало о том, что мне удавалось достучаться до человеческих сердец.

Беседовал Алексей Двоеглазов

Интервью впервые опубликовано в журнале «Городская афиша Краснодар», №7, сентябрь 2018 г.

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий города Краснодара:

Facebook

ВКонтакте

Instagram

Одноклассники

Last modified: 26.10.2018