Открытые люди из закрытого мира

Арт, Интервью

Иван Цыбульник и японская ксилография XIX в. (Сцена из пьесы «Канадэхон Тюсингура»)

Японское искусство уже давно уютно обосновалось в культурном пространстве нашего города. Речь идёт о традиционном изобразительном искусстве. Помимо потрясающей коллекции японской ксилографии, хранящейся в художественном музее им. Ф. А. Коваленко, в Краснодаре уже много лет существует сообщество коллекционеров укиё-э. Да, это довольно закрытый мир, но время от времени некоторые его представители, как наш собеседник Иван Цыбульник, «выходят из тени», чтобы познакомить нас с шедеврами, рождёнными в Стране восходящего солнца в XVIII и XIX веках.

– Иван, как давно вы начали коллекционировать японскую гравюру?

– Пятнадцать лет назад. А спустя ещё пять лет собрал группу единомышленников, объединённых любовью к японскому искусству. Кто-то болел им уже давно, кого-то заразил я (чем до сих пор невероятно горжусь). Как бы то ни было, за это время мы провели более десяти выставок. А на открытие одной из них – «Эпоха Эдо» – даже прибыл посол Японии.

Коллекция, которой мы располагаем на сегодняшний день, вполне может конкурировать с собраниями столичных музеев. Её высоко оценили влиятельные искусствоведы России и зарубежных стран.

«Легенда о Гоэмоне», ксилография (Япония, середина 19 века)

– Не все наши читатели знают, что такое укиё-э. Расскажите, пожалуйста, в двух словах.

– Гравюры в стиле укиё-э – основной вид ксилографии в Японии. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (прежнее название Токио) во второй половине XVII века. Слово «укиё», буквально означающее «плывущий мир», первоначально употреблялось в значении «бренность мира», но позже, с появлением особых городских кварталов, в которых процветал театр кабуки и находились дома гейш, термин был переосмыслен, и зачастую его стали понимать как «мир мимолётных наслаждений».

Основоположником укиё-э считается японский живописец и график Хисикава Моронобу.

Изначально гравюры были чёрно-белыми. С начала XVIII века некоторые работы, выполненные исключительно тушью, раскрашивались вручную с помощью кисти. И только десятилетия спустя художником Судзуки Харунобу была внедрена техника многоцветной печати.

Кунитика – мастер, придерживавшийся старых графических традиций (хотя европейская манера изображения на тот момент уже проникла в укиё-э). Глядя на его яркие картины с застывшими в экспрессивных позах актёрами, начинаешь слышать голоса восторженной публики. Лица артистов – в ярком гриме, указывающем на конкретную роль, из которой с годами складывалось своеобразное амплуа.

Для укиё-э характерно изображение сцен из обыденной жизни, созвучных городской литературе этого периода. На гравюрах изображались прекрасные гейши, массивные борцы сумо и актёры театра кабуки. Позднее стала популярной пейзажная гравюра.

– Кто из художников больше всего нравится в этом жанре лично вам?

– Непревзойдённым мастером я считаю Тоёхару Кунитику, безумно любившего театр. График родился в Эдо в 1835 году. Учился у легендарного Тоёхару Тиканобу. Расцвет его творчества, а это более 30 лет, пришёлся на эпоху Мэйдзи – период в истории Японии с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912-го, ознаменовавшийся отказом страны от самоизоляции. Это было время восприятия японским обществом всего европейского во всех сферах жизни. Тех же самураев в литературе и на сцене можно было встретить гораздо чаще, чем в жизни. Собственно, лишь театральные постановки и напоминали о героическом эпосе последних столетий.

«Мацунага Хисахиде из серии Великие полководцы», ксилография (Япония, вторая половина 19 века)

Кунитика – мастер, придерживавшийся старых графических традиций (хотя европейская манера изображения на тот момент уже проникла в укиё-э). Глядя на его яркие картины с застывшими в экспрессивных позах актёрами, начинаешь слышать голоса восторженной публики. Лица артистов – в ярком гриме, указывающем на конкретную роль, из которой с годами складывалось своеобразное амплуа.

Кунитика создал большое количество замечательных поясных портретов. Художник является одним из последних мастеров укиё-э. Особую известность приобрели его портреты актёров с укрупнёнными головами в так называемом стиле окуби-э.

– И когда вы планируете снова показать эти работы публике? Или это секрет?

– Конечно, секрет. Вы забыли? Я ведь коллекционер…

Беседовала Ольга Карслидис

Фото из личного архива Ивана Цыбульника

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook

ВКонтакте

Instagram

Одноклассники

Last modified: 04.11.2018