В ноябре 2019 года Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына отметит своё 140-летие. Подойдя практически к полуторавековому рубежу, он по-прежнему полон посетителей, которых с каждой выставкой становится всё больше. Вероятно, секрет долголетия музея кроется не только в уникальности хранящихся и демонстрируемых здесь экспонатов, но и в умении интересно и всегда современно «презентовать» историю. Об этом «Городская афиша» поговорила с младшим научным сотрудником отдела выставочной деятельности музея-заповедника Маргаритой Георгиевной Чистаковой.
– Маргарита Георгиевна, как в цифровую эпоху увлечь посетителей динозаврами, не выглядя при этом «динозаврами»?
– В первую очередь, с помощью возможностей, которые предоставляет эта эпоха. И в нашем музее давно применяются различные мультимедийные технологии. Так, например, первое, что видит посетитель, придя на выставку «Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг.», это огромная интерактивная карта, на которой показаны бои, ход движения войск и другая актуальная информация. На мониторах транслируются военные фильмы, с помощью старинных телефонов можно послушать сообщения о нападении Германии на СССР.
Для кратковременных экспозиций мы обычно используем подготовленный видеоряд с материалами из фондов музея, личных архивов участников выставок. К такому упрощённому варианту также прибегают муниципальные музеи, у которых ограничен бюджет.
К 140-летию музея мы планируем запустить интерактивный квест с применением программы дополненной реальности Artefact, разработанной Министерством культуры РФ. Квест подготовлен таким образом, чтобы привлечь внимание как к основным, так и к редким экспонатам, которые часто обходят стороной при самостоятельном посещении. При наличии «списка задач» посетитель сам может найти дополнительную информацию об увиденных экспонатах или, наоборот, увидеть «вживую» предмет, о котором он только что прочитал.
– Требуется ли сотрудникам музея какое-то дополнительное обучение в связи с использованием нового оборудования?
– На примере недавней выставки «ожившие рисунки» можно сказать, что практически не требуется. Почти всё оборудование и мультимедиа поставляются в режиме «под ключ» и не требуют особых технических знаний. Что касается непосредственно программы Artefact, то она устанавливается на телефон посетителя и зачастую используется технически более подкованными людьми. Мы разработали подробную инструкцию, которую при необходимости можно будет получить у смотрителей залов.
– Как воспользоваться вашими разработками по дополненной реальности?
– Для начала хочу уточнить, что это не наша разработка, а Министерства культуры РФ. Музей же предоставляет подготовленный контент и тестирование.
Посетители могут скачать программу Artefact в App Store или Google Play и далее, выбрав в программе наш музей, ознакомиться с доступными предметами и их описаниями. На данный момент проходит закрытое тестирование, полноценно программа заработает после запуска в ноябре.
– Есть ли какие-то требования к телефонам / планшетам гостей, чтобы программа работала?
– Согласно данным программы, минимальная версия операционной системы для iOS 11+ и для Android 5+. То есть практически любой телефон не старше четырёх лет потянет программу.
Для iOS 12 доступны дополнительные функции, которыми мы тоже в дальнейшем планируем воспользоваться.
– Вы ориентировались на какие-либо другие музеи при внедрении мультимедийных технологий?
– В качестве примера мы рассматриваем Версаль. Там создан полноценный индивидуальный виртуальный тур – полное погружение в эпоху французских королей. В сотрудничестве с Google Arts & Culture они разработали не только 3D-модели экспонатов и виртуальные туры, но ещё и полноценную компьютерную VR-игру, доступную бесплатно. Именно в этом проекте изначально были картины с «точками интереса» – функцией, которую успешно перенял Artefact. В Версальском проекте также использовались все современные идеи развития музейного интерактива: экскурсии в режиме просмотра улиц, интегрированные в VR / AR информационные таблички о картинах, панорамные фото, курированные видео, анимированные 3D-модели. Помимо этого стоит отметить различные опросники, работу с популярными блогерами, тематическое разделение контента по интересам, свойственное современным журналам (королевские особы, стиль одежды, кулинарный этикет и традиции).
К сожалению, наш музей не является достаточно известным в мировом масштабе, чтобы принять участие в подобных проектах, а отсутствие партнёров и спонсоров не позволяет рассчитывать на какие-либо иные средства, кроме собственных, которые уже были распределены на другие нужды. В такой ситуации поддержка Министерства культуры РФ в виде приложения Artefact и других вспомогательных сервисов является большой помощью музею, устремлённому в высокотехнологичное будущее.
– Какие выставки планируется оцифровать?
– В идеале – все постоянные выставки. На данный момент это пилотный проект, и сейчас он объединяет многие из них в один квест.
– Как вы считаете, не отпадёт ли с внедрением виртуального гида необходимость в реальных?
– Существуют разные категории посетителей. Одни всегда берут гида, другие любят всё изучать самостоятельно. Как раз для последней категории, а также для детей и разработан данный проект.
Телефоны прочно вошли в нашу жизнь и для многих являются основным средством общения и познания окружающего мира. Этим проектом мы даём им возможность открывать для себя историю, не отказываясь от привычного формата.
Думаю, потребность в реальных гидах не отпадёт ещё долго. Он (реальный гид) ведёт по экспозиции последовательно, в хронологическом порядке, а приложение скорее для тех, кто хочет исследовать всё самостоятельно, в удобном ему темпе и порядке.
Конечно, при больших усилиях можно собрать огромное количество информации и заменить реального гида на виртуального, но информационная перегруженность программы станет скорее минусом, чем плюсом.
– Во многих музеях мира сейчас создают виртуальные туры, анимированные экспонаты, биометрический идентификатор и многое другое для привлечения посетителей. А как вы планируете развиваться в плане цифровых технологий?
– Виртуальные туры и 3D-экспонаты присутствуют у нас на сайте довольно давно, в новостях периодически публикуются обзоры экспонатов из текущих выставок.
Интерактивные и анимированные выставки мы запускаем в основном на партнёрских отношениях, когда именно партнёр предоставляет всю технологическую основу.
Для собственных выставок и постоянной экспозиции у нас прорабатываются интерактивные элементы, реагирующие на присутствие посетителя.
– Как вы полагаете, насколько интенсивно музеям следует вкладываться в развитие технологий виртуальной и дополненной реальности?
– Исходя из опыта проведения виртуальных выставок, можно сказать, что это довольно перспективное направление. Что касается дополненной реальности, то, в первую очередь, музеям стоит рассмотреть аналогичное участие в проекте Министерства культуры РФ и разобраться с программой Artefact, а уже потом, исходя из спроса, оценить дальнейшие потребности.
Беседовала Юлия Клиндухова
На фото Маргарита Чистакова
Фото: КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:
Facebook ВКонтакте Instagram Одноклассники
интервью Маргарита Чистакова Музей Фелицина
Last modified: 30.10.2019