Что такое абстракция? Это нечто идеальное, нечто совершенно не возможное в действительности, мысль, рождённая в процессе абстрагирования – отвлечения от несущественных сторон, свойств и взаимодействий предметов и явлений с целью выделения в них главного.
Абстракционизм в живописи – направление, отказавшееся от приближенного к реальности изображения форм, то есть беспредметное, или нефигуративное, искусство. Считается, что первой абстрактной картиной была акварель без названия, написанная в Германии в 1910 году русским художником и теоретиком изобразительного искусства Василием Кандинским. Но известно также, что задолго до этого существовали способы изображения беспредметного: подобные произведения мы находим, например, в народном творчестве, где фигуративность либо изначально отсутствовала (мережки, кружево) либо, в результате стилизации изображаемого, очень близко подходила к нефигуративному искусству. Ни для кого не секрет, что удалённая от столиц, традиционалистская Кубань изобилует образцами такого творчества. А вот о том, что помимо прочего она впитала и ярко отразила в своей культуре идеи абстракционизма в его современном понимании, говорят нечасто. И напрасно…
Несмотря на то что термин «кубанская абстракция» скорее всего воспринимается как оксюморон, описываемый им феномен существует. Его предпосылки мы находим в явлении, известном как южный авангард. Одним из родоначальников же собственно абстракционизма на Кубани является Евгений Цей (1926 –1982), художник с адыгейскими корнями.
Пройдя Великую Отечественную войну, Евгений Сулейменович и своё авангардное инакомыслие защищал (по собственному выражению) «до последнего патрона». Большинство его работ фигуративны, однако встречаются отдельные нефигуративные листы. Для них характерны: отсутствие остроугольных форм, насыщенные тона, черный как доминанта (вспомним национальный мужской костюм Адыгеи), стремление выразить свободу духа. Мастер начал постулировать фирменные черты стиля в 1977 году, а в 1980-м, став одним из активистов независимого творческого объединения «Контакт», собрал вокруг себя «инакомыслящих» единомышленников (Сергея Воржева, Виталия Коробейникова, Алексея Паршкова и других), впоследствии, на стыке веков, ставших мастодонтами кубанской фигуративной живописи. Влияние творчества Евгения Цея на художественный процесс в Краснодаре настолько сильно, что прослеживается и у следующих поколений художников, в частности наших современников Нальби Бугашева (Краснодар – Москва), Андрея Серкова (Краснодар – Москва – Краснодар) и других, работающих в ключе минимализма / примитивизма и абстракции.
Возвращаясь к ушедшим мастерам, стоит вспомнить Михаила Архангельского (1937–2006). Работая преимущественно в рамках фигуратива, он, однако, нередко обращался к абстракции, вбирая наработки фовизма и постимпрессионизма. Его мир и атмосферно, и технически совсем иной, не «цеевский», в нём ясно чувствуется некая театральная лёгкость бытия.
Представляя старшее поколение абстракционистов Краснодара из числа ныне живущих, в первую очередь нужно отметить Николая Черняка (родился в 1952 г., входил в арт-группу «Контакт»). Дробные цветовые пятна в его акриловых и масляных полотнах напоминают о мозаике и витраже, они декоративны, ассоциируются с пейзажами в духе фантастики советских времён с её мечтой об освоении космоса. Вообще же, для краснодарских абстракционистов, родившихся в середине ХХ века, характерна инспирация советским ДПИ и монументальностью соцреализма. Последователем данного подхода остаётся Светлана Дёмкина (1951 г. р.), завкафедрой в КГИК. Абстрактных работ в её активе гораздо меньше, чем фигуративных с изрядной долей стилизации. Однако они заслуживают отдельного внимания. В них много «акварельности», присутствует ощущение «индустриальной предметности» за счёт отдельного «монументального» цветового пятна. Чаще всего акцент приходится на тёмную часть спектра (и здесь уже просматривается влияние южного авангарда Цея).
Ещё одна художница из этого поколения – Ирина Седова (родилась в 1958 г.). Она крайне редко выходит на ниву абстракции, но если это случается, то за вдохновением автор обращается к витражу и ткачеству. В работах выходца из Украины Анатолия Бойчука (родился в 1952 г.) прослеживается мозаичное разбиение изображения на крупные сегменты.
У краснодарских абстракционистов, получивших профильное образование в советское время (1970-е гг.), мы находим многие из идеалов эпохи: веру в технический прогресс, стремление к монументальности, обращение к наработкам декоративно-прикладного искусства с целью сделать абстрактные работы комфортнее для зрителя в восприятии. (Подобный подход унаследуют позже и некоторые представители младшего поколения, например, Константин Журкин, родившийся в 1980 г.)
Явное влияние текстильной росписи и ткачества испытало, например, творчество Ирины Абрамовой (1963 г. р.). Но этого автора многие ошибочно идентифицируют как абстракциониста. Направление, в котором она работает, – орнаменталистика. А вот Александр Яковлев в процессе творческого поиска пришёл именно к абстракции, но другим путём – из графики и каллиграфии. В его листах мы находим круглобокие текучие формы и толику тёмного на охристом или бледно-голубом фоне.
Несколько выделяется из этого ряда Лариса Блохина (1960 г. р., окончила КубГУ). Часть приёмов художница унаследовала от своего преподавателя из краснодарской ДХШ № 1 Валентины Поляковой (речь о наслоениях масляной краски при помощи мастихина). Другая же часть отсылает к работам её супруга, представителя фигуративной живописи Валерия Блохина (характерная «дождливая размытость», светло-серый колорит со всплесками насыщенных красок). Лариса создаёт как абстрактные, так и фигуративные работы. Кроме того, данная пара подарила жизнь одному из членов арт-группы Recycle Андрею Блохину – и, конечно, оказала непосредственное влияние на его творчество.
Отдельно стоит рассмотреть редкие абстракции уже упомянутого Сергея Воржева (родился в 1950 г. в ст. Варениковской). Они авангардны и являются идейным продолжением его фигуративных картин (ню и «казачий стимпанк» с мечтой о летательном аппарате – марапацуце). Выполнены эти работы в колорите красочных земель и совсем немногое несут из русского сюрреализма 2000-х годов.
Михаил Смаглюк (1951 г. р.) начал свой путь в современном искусстве в 1970-х. В поле его интересов галерейное дело (владеет галереей «Глюк»), ювелирное искусство, кинетические объекты, работа с кожей, изготовление музыкальных инструментов, графика (по изготовленной вручную бумаге) и, конечно, живописная абстракция. Мэтр свободен на больших форматах, уделяет особое внимание внимание культуре поверхности холста и добивается успеха с приглушённой палитрой, иногда имитирует эффекты ткачества, монотипии, но легко и простыми средствами. Вообще, для всех его работ характерна лёгкость подхода.
Предтечей экспериментов с фактурой у следующего поколения краснодарских абстракционистов стала Ольга Ковтун (1948 г. р., в настоящее время проживает в Голландии). В её работах со светлым, безмятежным колоритом в своё время стали появляться фактуры дерева, мятой бумаги и ткани. Её знают как автора масштабных абстрактных полиптихов, в том числе пастелью, тушью и карандашом. Кроме того, пастельные абстракции есть у яркого мастера ню данного периода – Сергея Нагорного (1955 г. р.).
На самом деле между предыдущей и следующей группой кубанских художников-абстракционистов существует некое промежуточное звено (например, Наталья Домнич, 1978 г. р. из Славянска-на-Кубани). Когда завершилась советская эпоха, именно его представители взялись за нелёгкое дело выработки нового пластического языка эры компьютеризации. Многое удалось сдвинуть с уже существующих позиций графикам (Павел Мартыненко, 1975 г. р., станица Андреевская) и архитекторам по образованию (Юрий Самсонов, 1956 г. р.). Последний прошёл через период фигуративной «бэконовщины», после углубившись в абстракцию с элементами оп-арта, которая на самом деле является прямым продолжением его абстрактных деревянных скульптур. Многие из них собраны из обрезков материала и таким образом выражают протест против своего «предназначения» – быть списанными, утилизированными.
Михаил Ковалевский идёт похожим путём – на полотнах изображает примерно то же, что создаёт в скульптуре из алюминия с применением аэрографии. Галина Хайлу (1958 г. р., станица Михайловская, архитектор по образованию) многое привнесла в краснодарскую абстракцию из дизайна и архитектуры, хотя в настоящий момент всё чаще предпочитает работать в фигуративном сегменте изобразительного искусства.
«Акварельно», текуче выглядят масляные абстракции почившего Александра Соснина (1954–2006). Такие работы, как «Второй поход делаверов», напрямую предвосхищают изыскания следующего поколения краснодарских абстракционистов. Здесь сложный колорит, пейзажная ассоциативность и скруглённые очертания цветовых пятен.
Андрей Скрипка (1965 г. р.) стал первым краснодарским абстракционистом нового поколения, получившим признание за рубежом. Сложная форма полотен, насыщенные краски, обилие белого, красного, чёрного и тёмно-зелёного, цветовые пятна с округлыми краями, «шнурковые» акценты – вот признаки его стиля.
Елена Прозорова – первая женщина-абстракционист Кубани, избравшая данное направление единственно для себя возможным (некоторое время проживала в Москве). Она работает на стыке собственно абстракции и ассоциативно живописного натюрморта (сама называет свои работы натюрмортами, листы относит к графике). Излюбленная техника – акрил на бумаге.
Нальби Бугашев (1965 г.р., Краснодар – Москва) прошёл путь от сюрреализма до минималистических абстракций с использованием фактуры картона. Долгие годы он оказывает существенное влияние на краснодарский абстракционизм. Его прямым наследником можно назвать Андрея Серкова (выставляется с 2013 г.), самобытного графика-самоучки, работающего преимущественно в ключе фигуративного примитивизма / минимализма. Но совсем в иной манере он раскрывается в коллаже и графической абстракции (тушь, акварель, пастель): утончённо, с плавными округлыми формами, контрастирующими с «дёргаными», нарочито разорванными элементами.
Юлия Дёмина (1983 г. р., живёт в Новороссийске) черпает многое у современных европейских мастеров абстракции, не замыкается в границах материалов (в её работах маслом легко можно встретить и воск, и карандаш). В раннем периоде испытала влияние Геннадия Кузькина (1966 г. р., Абинск – Москва – Абинск) и Владимира Аксёнова (Новороссийск, 1959 г. р.). Кстати, последний с 2017 года работает в преимущественно абстрактном ключе, у первого в редкие абстрактные полотна и объекты вторгаются наработки русского авангарда и концептуализма.
Елена Морозкина (1977 г. р., Хабаровск – Краснодар) – не только художник, но и преподаватель, завкафедрой в КубГУ. Она уделяет много внимания декоративности и фактуре, достигая её вводом в работы акрилом и маслом строительных материалов. И, кроме того, продолжает тему абстракции в рукотворной глазурованной керамической плитке.
Мисак Чолокян (1976 г. р.) относится к тем мастерам новейшего времени, для которых главенство фактуры (при помощи строительных материалов) важнее нюансировки колорита. Палитра всегда зиждется на тёмном начале, линии плавные, возникает неминуемая ассоциативность с природными ландшафтами.
В числе самых молодых кубанских абстракционистов можно выделить Маргариту Якунчеву (1986 г. р.). Её излюбленные материалы – тушь и технический спирт. Автора заботит абрис и многослойность. В качестве основы Маргарита в том числе использует несколько соединённых прозрачных пластин.
Флагманом же современной кубанской абстракции можно назвать Игоря Михайленко (1969 г. р.). Масштабные холсты, разбрызгиваемая с апломбом краска, фактуры, в том числе с использованием реальных предметов и строительных материалов, яркие и насыщенные цветовые доминанты, обилие чёрного – всё это узнаваемые черты мастера. Примечательно, что Михайленко вполне успешен и в фигуративной живописи.
Суммируя, можно выделить несколько этапов развития краснодарской абстракции: в составе южного авангарда, в эпоху соцреализма и в новейший период, отправной точкой которого стал «бум 2017 года» (именно такая формулировка первой приходит на ум), когда на волне общей активизации художественной жизни Краснодара произошло и резкое увеличение количества абстрактных работ. В каком направлении будет развиваться кубанская абстракция, сможет ли она и дальше нести в себе особые, региональные, черты – покажет время.
Дарья Тоцкая, искусствовед
Фото из архива автора
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:
Facebook ВКонтакте Instagram Одноклассники
абстракционизм Дарья Тоцкая живопись искусствоведение
Last modified: 01.04.2019