Библиотека Ашшурбанипала. У истоков современных библиотек

Библиотека царя Ашшурбанипала в Ниневии

Слово библиотека пришло из Древней Греции (с греч. библио – «книга», тека – «кладовая»), а появилось оно не раньше VII в. до н. э. в результате греческой колонизации части египетской земли (Навкратис, Гелиополис, Саис и др.).

В Египте греки впервые увидели письмена на папирусах, в то время как сами пользовались только деревянными дощечками с восковой поверхностью, глиняными и свинцовыми табличками. Финикийский город Библ (совр. Джебейль, Ливан) долгое время оставался центром оптовой торговли папирусами; по этой причине за ценным товаром у греков закрепилось название «библос» – «лыко папируса». И вскоре в храмах Эллады начали появляться библооны (библионы) – специальные помещения, где сосредотачивались документы большой государственной и научной ценности. В них наряду с папирусами и листами из тонко выделанной особым способом телячьей кожи – пергаментами (от названия города Пергам в Малой Азии) – сохранялись ещё глиняные и прочие таблички с текстами. Для непосвящённых в таинство чтения доступ в библооны запрещался.

Изготовлением писчего папирусного листа египтяне занялись в начале II тыс. до н. э. Материалом служило травянистое растение семейства осоковых, которое также с успехом применялось для изготовления одежды, циновок, лодок и покрытия хижин. Использовалась сердцевина листа, содержащая клеящее вещество: растение разрезалось на полоски, которые плотно укладывались впритык друг к другу; за этим слоем следовал другой, уложенный перпендикулярно, и так далее несколько раз. Слои уплотнялись деревянным молотком лёгким постукиванием и прессованием. Неровности, неизбежные в таком процессе, тщательно зачищались и полировались; после естественного высыхания в тени и на сквозняке папирус считался готовым. Для изготовления листа добротного папируса требовалось большое искусство, время и терпение.

Папирусы с записями государственной категории хранились в специальных архивах. Использованные листы с бытовыми записями не выбрасывали; как вторсырьё, они шли на обёртывание тел покойных, на изготовление покрытия мумий. Современные учёные считают большой удачей, когда в захоронениях обнаруживают такие мумии, содержащие интересные сведения, неизвестные ранее тексты о том времени.

Древний папирус и глиняная табличка

Греки быстро переняли удобный способ записи мыслей на папирусах, но их «книги» в виде свёрнутых трубочек, свитков, лишь условно можно так называть, хотя они содержали необходимую информацию, знания. Вначале «рукописные книги» не предназначались для продажи; автор или грамотный раб-секретарь писал текст под диктовку. Потом делалось нужное количество копий – для раздачи близким и друзьям автора. Когда пришла мода на такие «книги», их начали копировать. Они расходились по Греции, создавая авторам широкую известность. Зачатки «книготорговли» появились в середине V в. до н. э.; в Афинах находился целый квартал, где рабы старательно переписывали тексты с авторских подлинников – занимались «тиражированием», а хозяин успешно торговал на рынке «умной продукцией» в специальных «книжных» лавках. Каждый желающий мог заказать нужное произведение и был уверен, что получит его в срок и за умеренную плату.

Возникновение библиотек как хранилищ памятников письменности относится к III тыс. до н. э. Древнейшая из них существовала в Шумерском царстве в Южном Двуречье (долина Тигра и Евфрата), включающем части территорий современных государств Ирака, Сирии, Ирана. Примерно там же располагалось Хеттское государство, расцвет которого приходится на ХIX-XIII вв. до н. э. Археологи обнаружили здесь тысячи глиняных табличек с загадочными письменами, частичная расшифровка которых позволила получить некоторое представление о хеттах, их религии и культуре. Хеттские «библиотекари» не только писали клинописные тексты, они создали целую науку о хранении глиняных «книг», придумали каталоги и этикетки к отдельным произведениям. Но самую высокую оценку в этом смысле специалисты дают ассирийскому периоду древней истории Востока, связанному с именем царя Ашшурбанипала.

Ашшурбанипал известен как создатель огромного по размерам государства Ниневия, вобравшего в себя Мидию (Персия), Вавилонию (Месопотамия) и Египет. Его также знают как строителя великолепных дворцов в Ниневии, Вавилоне, Борсиппе и других городах обширного царства. Но главное достоинство Ашшурбанипала, первоначально подготовленного к жреческой деятельности, заключалось в том, что он был единственным ассирийским царём, знавшим грамоту, клинопись. Возможно, поэтому он увлёкся занятием, непривычным для правителей VII в. до н.э., – азартным коллекционированием глиняных табличек с древними записями ценных сведений и знаний. При жизни он успел собрать около ста тысяч экземпляров; на одном из них можно прочитать:

«Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость бога Набу, всё искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи… постиг скрытые тайны искусства письма. Я читал о небесных и земных постройках и размышлял над ними… Я присутствовал на собраниях переписчиков… Я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны…»

Пользуясь своим положением и неизмеримым богатством, страстный собиратель посылал в разные города царства опытных писцов с заданием разыскивать и покупать древние рукописи; при невозможности – снимать копии. Сохранилась интересная приписка: «Согласно древнему подлиннику списано и сверено». Из другой таблички можно почерпнуть сведения о Всемирном потопе как реальном событии.

Своё «глиняное богатство» царь Ашшурбанипал ценил дороже золота, любых драгоценностей и ювелирных каменьев, поэтому содержал его в охраняемом здании под названием «Дом наставлений и советов». «Дом» был похож на винный погреб из шестидесяти четырёх комнат; на полу стояли скамейки из глины, на них большие глиняные сосуды, ивовые и тростниковые корзинки, куда помещались таблички с клинописными письменами – «книги», каждая из которых снабжалась этикеткой с надписью, например: «Это касается сада», «Это касается налогов», «Это касается мастерской ткачей» и т.п. Все «книги» имели собственный «библиотечный штамп»: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства».

Такие же сосуды и корзинки находились на полках, устроенных в стенных нишах. В Месопотамии почти не было деревьев, поэтому полки делались из глины. В особых сосудах хранились тексты молитвенных песен, царских указов и важных писем. Одну табличку со словами царя учёные расшифровали и обрадовались, словно старому знакомому: «Кто роет другому яму, сам в неё попадёт». В каталогах указывалось название произведения (по первой строке), а также комната и полка, на которой оно хранилось. К полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания.

Горе преступнику, укравшему хотя бы одну табличку! Об этом свидетельствовала бирка: «Того, кто посмеет унести эти таблицы… пускай покарает своим гневом Ашшур и Белит, а имя его и его наследников навсегда будет предано забвению в этой стране».

Технологию создания глиняных «книг», судя по артефактам, ассирийцы переняли у гораздо более древнего народа; внесли изменения, что дало развитие «книгоизданию» и «книгохранению». Сначала делались заготовки, размеры которых составляли примерно 32 на 22 сантиметра, а толщина – 2,5 сантиметра. Для удобства письма их с помощью натянутой нити размечали параллельными линиями. Затем на табличках заострённой палочкой выдавливались символы. Обычно ими покрывали обе стороны заготовки, а иногда даже её торцы, при этом последняя строка предыдущей таблички воспроизводилась в начале следующей. Под текстом писец наносил глубокую поперечную черту, а под ней – название книги, к которой относился данный фрагмент, а также порядковый номер таблички. Если работу приходилось прерывать, заготовку заворачивали в мокрую тряпку и хранили в таком виде. Заполненная табличка обжигалась в печи или сушилась на солнце.

Исследуя «библиотеку» Ашшурбанипала, учёные выяснили, что при нём уже существовало «книгопечатание»: небольшие по размеру документы, которые надо было разослать во все поселения страны, к примеру, государственные указы, не переписывались вручную, для их изготовления вырезали деревянную матрицу и с неё делали глиняные оттиски.

Через пятнадцать лет после смерти Ашшурбанипала Ассирийское царство подверглось нашествию кочевников, в основном мидийцев, в союзе с войсками бывших подчинённых ассирийцам государств. Жители Ниневии под защитой мощных стен успешно отражали натиск нападавших, пока враг не пошёл на хитрость: перегородил Тигр… Вода начала затапливать город, и вскоре население было вынуждено отдать себя на милость победителям.

Враги захватили Ниневию, разграбили и разрушили её дома и дворцы. В отличие от золота и драгоценностей, глиняные таблички, хранившиеся в «библиотеке» Ашшурбанипала, не привлекли внимания грабителей. Более того, вторично обожжённые в пламени дворца «письмена в глине» приобрели ещё большую прочность. Со временем над развалинами исчезнувшей столицы былого Ассирийского царства образовались холмы; благодаря им «сокровища Ашшурбанипала» сохранились до наших дней.

В последние годы жизни царь не ходил в походы, постарел, отсиживался в Ниневии во дворце за любимым занятием – чтением «книг», о чём свидетельствует ещё одна табличка:

«Богу и людям, живым и мёртвым я делал добро. Почему же болезнь, сердечная скорбь, бедствие, погибель привязались ко мне? Не прекращается в стране война, а в доме раздор. Смута, злословие постоянно ополчаются на меня. Дурное настроение и болезнь тела сгибают мою фигуру. Среди вздохов и стонов я провожу дни…»

Но, как бывает в истории, о мидийском предводителе, уничтожившем Ассирийское царство, слышали разве что в узком кругу специалистов, а имя Ашшурбанипала осталось в веках вместе с великим культурным наследием – БИБЛИОТЕКОЙ…

Анатолий Ильяхов, член Союза писателей России (Краснодар), автор произведений по истории Древней Греции и Рима, член общественной палаты по культуре при администрации Краснодарского края

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 2, апрель, 2018 г.).

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 15.04.2019