Бродский и пятьсот старушек.
24 мая исполняется 80 лет со дня рождения Иосифа Бродского

Иосиф Бродский с дочерью Анной

Иосиф Бродский с дочерью Анной, названной в честь Анны Ахматовой / Источник: peoples.ru

Его детские стихи почти не известны. Автор считал их халтурой, в сборники не включал, в интервью не упоминал. Их судьба обыденна для Советского Союза – что-то было разово опубликовано в журналах, что-то так и осталось в рукописи и только сейчас дошло до читателей.

 

Первая публикация в СССР

Часть детских стихов Иосифа Бродского была опубликована в журнале «Костёр» в 1960-х годах, часть – в газете «Ленинские искры» в начале семидесятых, ещё часть – в журнале «Искорка» в конце восьмидесятых. В 2008 году вышла большая статья «Иосиф Бродский: стихи для детей» филолога, докторанта кафедры славянских языков и литературы Йельского университета Яши Клоца. В ней упоминалось 21 стихотворение. За последние 12 лет было найдено и опубликовано ещё два детских произведения Бродского. Журнал «Костёр», кстати, гордится первой советской публикацией опального поэта и повторил её после смерти Бродского в 1996 году.

 

Жадные буквы

Детские стихи юбиляра неравноценны. К примеру, в больших произведениях «Кто открыл Америку» и «Рабочая азбука» автора увидеть сложно. В первом случае это распространённое задание для школьников, где перечисляется множество исторических личностей, а в конце – конкурс, участникам которого предлагается вспомнить, чем знамениты эти люди. Во втором случае это азбука, где каждой букве соответствует какая-нибудь рабочая профессия и стишок про неё. В «Рабочей азбуке» есть огрехи. Возникает ощущение, что писалась она наспех. Например, вот здесь:

Жадность букв ужасна, дети!
Я проехал страны все,
но на свете, ах, на свете
нет профессии на Е.

Постойте, хочется спросить, а егерь? Тем более, что на букву О здесь – оленевод, и егерь сам собой «напрашивается»…

Или буква Э:

Свет погас, не видно пальцев.
Можно кошку съесть живьём,
наглотаться спиц от пяльцев…
Мы электрика зовём.

Забавно, конечно, но хочется спросить, какая связь между пяльцами и спицами? Сдаётся, что Иосиф Александрович слабо представлял себе процессы вязания и вышивания.

 

Вплавь на слоне

В стихотворениях «История двойки» и «Лёва Скоков хочет полететь на Луну» тоже сложно увидеть Бродского. Это довольно традиционные нравоучительные произведения про прогульщиков и двоечников. Такие в любом номере каждого детского журнала можно найти.

Но есть среди детского наследия Бродского и удачные вещи. Вот, к примеру, фрагмент из стихотворения «В шесть часов под Новый год», в котором герой путешествует по всему свету в поисках ёлки:

Там в берлогу палкой ткну,
Разбужу Медведя.
– Ну, – Я скажу, – кончай реветь,
На Урал вези, Медведь.

Хотя и здесь вопросы к автору остаются. Так, из Африки на Мадагаскар главный герой путешествует на слоне, но кит для этого маршрута подошёл бы больше.

 

Бессовестный кот

Рассматривать детские стихи поэта в отрыве от его постоянных тем не получится при всём желании. Ну, например, коты… Они плотно заселяют вселенную Бродского, который сам себя отчасти представлял котом. Им же посвящено и несколько его детских стихотворений. Одно из них – «Слон и Маруська»:

Маруська была – не считая ушей –
не кошка: краса круглолицая.
Слоны, как известно, боятся мышей,
и кошка при них – как милиция.

Или вот это – «Самсон – домашний кот». Оно про реального кота, который когда-то жил у Бродского в Ленинграде:

Кот Самсон прописан в центре,
В переулке возле церкви,
Он красив и безработен.
По натуре – беззаботен.

Далее описывается, как Самсон сидит у окна, смотрит на бедняг – бродячих котов и мурлычет про себя, что многим гораздо хуже, но помочь он всем им не может и лучше пойдёт спать. Обычное для домашнего кота поведение. Только концовка обескураживает:

Кран ворчит на кухне сонно:
«Есть ли совесть у Самсона?»

Интересно, что, по мнению крана, что должен сделать Самсон, чтобы доказать, что у него есть совесть, – уйти из дома на помойку, к бродячим котам, позвать их всех к себе, организовать кошачью революцию? Можно было бы подумать, что последние две строчки – компромисс с цензурой, но при советской власти эти стихи так и не были опубликованы, и последние строчки действительно принадлежат автору.

 

Чертовщина для школьников

Ещё одна тема, проходящая через всё творчество поэта, – путешествия – обыгрывается в шуточном ключе в «Обещании путешественника»:

Я сегодня уеду
Далеко-далеко,
В те края, где к обеду
Подают молоко.
<…>
Я пошлю вам оттуда
заказное письмо
в виде круглого блюда
и на нём – эскимо.

Дальше путешественник многое обещает, а потом подводит к неожиданной просьбе. В детской поэзии Бродского хватает абсурда. Стихотворение «500 одеял» журналами опубликовано так и не было, видимо, из-за полной чуждости советской литературе:

Был один фрегат, без пушек,
Экипаж – пятьсот старушек.
Такелаж – семьсот катушек
И один большой клубок.
<…>
Волны мчались, как собаки,
Чёрный кот сидел на баке,
И хвостом он делал знаки,
И струился свет с высот…
<…>
Человек боится смерти,
Потому что, ах, поверьте,
Потому что, словно черти,
Волны скачут на песок.

Это стихотворение роднит Бродского с Хармсом – ещё одним великим поэтом, который также в советское время публиковался на родине только как детский автор.

 

Владимир Бегунов

Last modified: 24.05.2020