Иван Фадеев. Причуды танца

Фото: КМТО «Премьера»

Полузабытые танго и фокстроты молодости наших бабушек в шоу золотых шлягеров Retro.ru, по-голливудски зрелищные истории музыкального перформанса «Страсти по Бродвею», удалые пляски феерического ревю «Русское кабаре»… В этот ряд впечатляющих работ Музыкального шоу-театра КМТО «Премьера» московский хореограф и балетмейстер Иван Фадеев добавил ещё одну – причуды сердца «Летят утки…». «Городская афиша» побеседовала с режиссёром-постановщиком накануне премьеры спектакля, с аншлагом прошедшей 29 – 30 марта.

Иван Фадеев окончил балетмейстерский факультет РАТИ (1998 г., класс профессора Л. М. Таланкина). В 1994–2001 гг. был солистом группы современного танца Русского камерного балета «Москва». С 1990-х гг. в качестве хореографа сотрудничает с театрами Москвы и регионов: Театром на Таганке, Новым драматическим, Малым, Театром им. Вл. Маяковского, Театром им. А. С. Пушкина, Театром на Малой Бронной, «Новой оперой» им. Е. В. Колобова, Детским музыкальным театром им. Н. И. Сац, Краснодарским музыкальным театром, Ярославским театром драмы им. Ф. Волкова и др. С 2001 г. Иван Фадеев – приглашённый балетмейстер и режиссёрпостановщик Музыкального шоутеатра «Премьера».

Иван Фадеев / Фото: КМТО «Премьера»

ПРИГЛАШЕНИЕ НА СВАДЬБУ

– Иван Владимирович, фабула спектакля «Летят утки…» созвучна рязановской «Иронии судьбы…», только вместо новогодней темы – свадебная. Что натолкнуло вас на такую мысль?

– Выпустив с шоу-театром предыдущую работу, «Страсти по Бродвею», мы с генеральным директором КМТО «Премьера» Тиной Юрьевной Лысовой сразу начали задумываться о следующей. Нам хотелось, чтобы в ней артисты могли поднять планку, взять новую высоту с точки зрения качества проекта – его замысла, языка, воплощения. И тогда сама собой возникла тема свадьбы как обряда, но не только в этнографическом контексте (это было бы слишком просто и линейно). Дело в том, что в свадьбе и связанных с ней традициях, живых по сей день, очень много всего заключено – от печального до комичного. Расскажу историю из жизни, подарившую один из важных мотивов сюжету спектакля «Летят утки…». Однажды в Москве мы отмечали с близкими в ресторанчике день рождения, и одновременно с нами праздновали две свадьбы – кавказскую и славянскую. Не знаю, было ли так задумано или даты «наложились» случайно, но одну свадьбу от другой отделяла только узенькая полосочка прохода, в котором танцевали, и в какой-то момент два этих торжества начали сливаться в одно…

– А правда ли, что другую сюжетную линию постановки, связанную с работниками ЗАГСа, вы тоже ввели в спектакль, основываясь на собственных наблюдениях? Да, это действительно так. Ещё в «застольный» период работы над «Утками…» я вспомнил, что когда-то снимал квартиру в доме, в котором находился ЗАГС, и периодически наблюдал очень смешные, иногда просто нелепые сценки, «разыгрываемые» парами именно в день свадьбы. А сотрудники ЗАГСа ежедневно видят, как в калейдоскопе, разные характеры и судьбы. Мне показалось, что эту тему тоже будет интересно развить в постановке, и команда меня поддержала.

18 мая в 17:00 на сцене Дворца искусств «Премьера» вновь можно будет увидеть оригинальную постановку – причуды сердца «Летят утки…».

– Необычный жанр премьеры – причуды сердца – как бы готовит зрителя к тому, что к происходящему на сцене нужно относиться легко и с иронией…

– Спектакль назван частью строчки из русской народной песни: «Летят утки, летят утки и два гуся. Ох, кого люблю, кого люблю – не дождуся». Почему причуды сердца? Потому что речь идёт о вариациях чувств, на которые мы способны: влюблённость, любовь, ревность, страсть. Каждый номер постановки описывает одну «причуду». И от одной причуды сердца мы с артистами и зрителями логически двигаемся к другой, одновременно следуя сюжету в процессе развития событий. В каждой истории заложена какая-то «сердечная», эмоциональная картинка, описывающая состояние человека. Поэтому причуды сердца как жанр включают в себя и гротеск, и буффонаду, и, конечно, лирику.

КАК «ПОЖЕНИТЬ» ВОКАЛ И БАЛЕТ

– Иван Владимирович, в спектакле «Летят утки…», в отличие от предыдущих работ шоу-театра, вокалисты и балет работают как драматические артисты…

– Это и было той новой высотой, которую, надеюсь, мы смогли взять, – объединить балетный и музыкальный языки в ткань вокально-хореографического спектакля. Наша постановка задумана не по классической для шоу формуле, согласно которой танцовщики являются фоном для вокалистов. Она представляет собой непрерывное повествование с общей историей, в которой на равных взаимодействуют все артисты шоу-театра. Задача балета (в нём есть и женихи, и невесты) в том, чтобы вместе с вокалистами рассказывать наши свадебные истории.

Фото: КМТО «Премьера»

– Музыка и песни, написанные вашим братом – композитором Алексеем Фадеевым – помогают решить эту задачу?

– Безусловно. Большая часть музыки и песен в постановке – авторские. Они написаны Алексеем специально для спектакля и скомпонованы так, чтобы можно было наиболее полно, ярко и интересно рассказать наши маленькие истории о свадьбах, раскрыть характеры героев.

– Художник-постановщик спектакля «Летят утки…» – главный художник Самарского театра оперы и балета Елена Соловьёва – очень необычно и элегантно связала между собой все его линии…

– Елена – мой постоянный соавтор, поэтому концепция была найдена довольно быстро. Художник-постановщик поместила героев спектакля в такие декорации и придумала им такие костюмы, что действительно связала единым узором все элементы материального мира постановки. Каждый оттенок ткани помогает раскрыть и донести до зрителя те эмоции, те причуды сердца, которые, как на нитку, «нанизаны» на сюжет.

Беседовала Анастасия Куропатченко

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 4, апрель, 2019 г.).

 

Last modified: 25.02.2021