О «тайном» знании и бесценном наследии династии художников Глуховцевых

Арт, Статьи

А.Е.Глуховцев. Иллюстрация к повести М.А.Шолохова «Судьба человека»

Из всех видов изобразительного искусства графика является самым молодым – ей всего лет пятьсот, если считать от начала книгопечатанья. Отсюда следует ещё один постулат: художники, занимающиеся графикой, точнее книжной иллюстрацией, как минимум самые образованные, среди своих коллег по цеху, ведь они всегда рядом с книгой.

В России с её потрясающей художественной восприимчивостью графика однако появилась сравнительно поздно – в петровское время: сам царь, говорят, любил заниматься «градыровальным искусством», а уже через сотню лет Николаю Уткину император Наполеон вручал бриллиантовый перстень (своего рода Гран-при) за непревзойдённый талант в искусстве резцовой гравюры на металле.

А.Е.Глуховцев. Иллюстрация к повести М.А.Шолохова «Судьба человека»

В Екатеринодаре в начале ХХ в. появились два немецких печатных станка, об этом событии писали все кубанские газеты. В принципе, станки работали бы до сих пор, но, к сожалению, какой-то маленький типографский начальник повелел замостить бесценными для искусства литографскими камнями, привезёнными когда-то из Силезии, дорожку перед своей дачей.

Первым по-настоящему известным кубанским графиком был Евгений Голяховский, который в 20-30 гг. прошлого века создавал для краснодарских книжных собраний экслибрисы, первые станковые листы и иллюстрации для кубанских писателей, среди которых был, кстати, и Самуил Маршак.

А.Е.Глуховцев. Иллюстрация к повести Л.Н.Толстого «Казаки»

Александр Ерофеевич Глуховцев (1910–1998) первые впечатления от графики, как и первые профессиональные навыки, начал получать во ВХУТЕИНе, первом революционном вузе нового типа, закрытом в начале 1930-х гг. Остальное приходилось добывать вдохновенным трудом. В 1938 г. он стоял у истоков создания Краснодарской организации Союза художников СССР. В годы войны был начальником штаба партизанского отряда, сразу после освобождения города подготовил к печати серию графических листов «Кубань в огне», которая составила основу творческого агитационного проекта «Штык». В 1943 г. А. Е. Глуховцев был избран руководителем краснодарских художников, позже стал делегатом I Всесоюзного съезда художников.

Славу ему принесла вдумчивая работа над большой серией иллюстраций к «Адыгейским сказкам», «Сказкам седых гор», «Песням живших до нас», к шолоховской «Судьбе человека» и большому количеству других изданий.

В 1960 г. он стал лауреатом Первого всесоюзного конкурса книжных изданий, был награждён медалью ВДНХ. Его графические листы экспонировались на международной выставке в г. Лейпциге. Первым среди кубанских художников он получил звание «Заслуженный художник РСФСР».

А.Е.Глуховцев. Нарты. Кабардинские сказания

В фондах Краснодарского художественного музея имени Ф. А. Коваленко хранятся авторские экземпляры его книжных иллюстраций, огромный художественный архив (тщательно подготовленный и уже частично изданный) и большая коллекция книжных знаков – экслибрисов, которую он собирал много лет.

В.А.Глуховцев. Книжный знак художника В.А.Пташинского

Его сын, Владимир Александрович Глуховцев (1940–2010), в 1968 г. окончил Московский полиграфический институт – самый престижный отечественный вуз, готовящий художников книги. Владимир Александрович иллюстрировал адыгейскую азбуку («Адыге алфавит»), книги по истории, подготовил макет оформления и серию ксилографий к пушкинскому подарочному изданию «Близ дивных берегов». Его иллюстрации в книге В. Незвала «Сто сонетов» признаны классическими, а филигранное узорочье тончайших офортов, передающих шутливую изысканность «Назидательных новелл» Сервантеса, сделало их украшением нескольких международных выставок.

В.А.Глуховцев. Шмуцтитул к произведению Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»

В 1985 г. Владимир Глуховцев подготовил к изданию грандиозный макет и оформление книги «Таганрога я не миную. А.П. Чехов в Таганроге», которое принесло ему звание заслуженного художника РСФСР. Свои знания, тонкий вкус и многолетний опыт он стремился передать студентам университетского худграфа. Особую страницу в его творческой жизни занимает серия монотипий «Цветы промелькнувшего лета».

Замечательные художники-графики Глуховцевы сделали очень много для превращения Краснодара в подлинную культурную столицу Юга России, они стали его тонкой, подлинно интеллигентной душой.

Иван Ващенко, эксперт по художественным ценностям Министерства культуры России, почётный академик Российской академии художеств

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 2, апрель, 2018 г.).

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 03.04.2019