Писавшие в историю

Среда, Статьи

Дом атамана Я. Г. Кухаренко до масштабной реконструкции, проведённой перед открытием в 1988 г. Литературного музея Кубани

Через Екатеринодар – Краснодар проезжали, задерживаясь на день-другой, а иногда на годы, многие писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. Я. Брюсов, М. С. Шагинян, А. К. Толстой, А. П. Платонов… Но на литературную карту Отечества наш город нанесён не только упоминаниями в бунинских «Тёмных аллеях» или романом «Наш маленький Париж» В. И. Лихоносова. Некоторые из связанных со словесностью адресов в нашей подборке.

Атаман, друг кобзаря, первый писатель

Ул. Постовая, 39/1. Дом наказного атамана и писателя Якова Кухаренко. При жизни владельца он был гораздо больше и выходил на ул. Посполитакинскую (в 1920 г. переименована в Октябрьскую), Почтовой же улицы (нынешняя Постовая) ещё не было вовсе, поэтому назвать точный екатеринодарский адрес усадьбы трудно. Сегодня это здание занимает Литературный музей Кубани − отдел историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына, в котором атаману-литератору посвящён раздел экспозиции.

Яков Герасимович Кухаренко (1799 − 1862), отец которого когда-то вёл на Кубань один из обозов запорожцев-переселенцев, был начальником штаба и наказным атаманом Черноморского казачьего войска с 1852 по 1856 год. Служить будущий генерал-майор пошёл сразу по окончании Екатеринодарской гимназии: сотником командовал артиллерийской ротой при взятии Анапы, в чине есаула был асессором войсковой канцелярии, полковником исправлял должность наказного атамана Азовского казачьего войска.

Литературоведы уверяют, что сотник Кухаренко возил по кордонам на дне сундучка заветную тетрадь с первыми литературными опытами. Будучи асессором, он вместе с А. М. Туренко выступил летописцем казачества в «Исторических записках о войске Черноморском» и дебютировал в качестве драматурга с пьесой «Черноморський побит на Кубанi мiж 1794 i 1896 рокамi», более известной как оперетта «Черноморцы» М. П. Старицкого и Н. В. Лысенко. В 1861 году, оказавшись по службе в Петербурге, автор даже взялся за её постановку в любительском театре, но завершить спектакль помешал вызов в Екатеринодар.

В одной из служебных командировок в столицу Якова Герасимовича судьба свела с украинским классиком Тарасом Григорьевичем Шевченко. Их дружба длилась два десятилетия – сохранились двенадцать писем кобзаря и семь «эпистол» Кухаренко. Кобзарь посвятил кубанцу поэму «Москалева криница», прислал автографы стихотворений, познакомил с А. Ф. Писемским, Н. А. Некрасовым и Ф. И. Тютчевым, опубликовал в издаваемом им вместе с П. А. Кулишом журнале «Основа» его очерки «Пластуны», «Вивци и чабаны в Черномории», «Чабаньский словарь», сказку «Вороний конь» и многие другие.

«…и уехал скандалить в Новороссийск»

Кричащий рекламой мебельный магазин Шварца (рядом со знаменитым беймовским «домом со львами»), запечатлённый на одной из открыток начала XX в.

Ул. Красная, 22, между ул. Комсомольской (бывшая Штабная) и Мира (бывшая Екатерининская). Мебельный магазин Бориса Лукича Шварца – деда писателя и драматурга Евгения Шварца. За время, прошедшее с момента постройки (конец XIX – начало XX вв.), это здание, примыкающее к бывшему дому купца С. С. Бейма (ул. Красная, 24), утратило свой первоначальный архитектурный облик.

В автобиографической книге «Живу беспокойно… Из дневников» автора пьес «Обыкновенное чудо» и «Тень» Евгения Львовича Шварца (1896−1958) читаем: «25 июля 1950 года. Что я ещё помню из самого раннего детства? Квартиру в Екатеринодаре. То во дворе, в красном кирпичном домике, то комнату, которую мы у кого-то снимали, очевидно. Во всяком случае, хозяйские девочки показывали мне„Ниву“, где сильное впечатление на меня произвела картинка „Голодающие индусы“. Это были, как я теперь понимаю, разновременные наезды в родной город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа».

Дед драматурга Борис Шварц владел расположенным на улице Красной мебельным магазином и квартирой в глубине двора. К нему приезжали и подолгу гостили сын Лев Шварц с супругой Марией и сыном Женей – главу семьи вместе с домочадцами за антиправительственную пропаганду выслали сначала в Армавир, затем в Ахтыри (ныне Приморско-Ахтарск), потом − в Майкоп… Волею судьбы в мае 1918-го Евгений Шварц вернётся в Екатеринодар: юным прапорщиком под командованием генерала Корнилова он будет штурмовать город и отступать к Ростову-на-Дону.

Об этом в дневниках Евгения Шварца нет ни слова. Зато есть зарисовка вполне в духе его пьес: «Екатеринодар яснее ощущал влияния нынешнего дня: туда приезжал Бальмонт и скандалил за ужином, и принялся ухаживать за Беллочкой, моего двоюродного брата матерью… И Бальмонт спросил Исаака: „Вы любите свою жену?“ − „Да!“ − ответил Исаак.„ И я тоже!“ − сказал Бальмонт… На другой день тихий и трезвый пришёл он к Шварцам с визитом и, уходя, написал в альбом Беллочке: „Душа светлеет, Увидя душу, Союз ваш верный − Я не нарушу“. И уехал читать стихи и скандалить в Новороссийск».

Что делают поэты, если голодны?

Восстановление пострадавшего во время Великой Отечественной войны Дома офицеров, в здании которого в 1920-х располагался «Детский городок». 1947 г.

Ул. Красноармейская, 48 (бывшая Бурсаковская). В этом здании Второго общественного собрания (позже − рабочего клуба, клуба «Профинтерн», Дома офицеров СКВО) Самуил Яковлевич Маршак и Елизавета Ивановна Васильева в голодные 1920-е ставили детские спектакли.

«Новую сказку послушайте, дети. Был городок незаметный на свете. Город когда-то был тихой станицей, но неожиданно стал он столицей», − такие строчки напечатала в 1918 году екатеринодарская газета «Утро Юга». Подними стояла подпись «Д-р Фрикен» – псевдоним С.Я.Маршака (1887−1964). Самуил Яковлевич жил в городе уже год, зарабатывая фельетонами.

С ним из революционного Петербурга в дом по улице Гоголевской, 17 (ныне Гоголя) «переселилась вся… семья − мать, сестра, младший брат».

В редакции Маршак встретил поэтессу Елизавету Васильеву, ту самую таинственную Черубину де Габриак, и музыканта и египтолога Бориса Лемана: они тоже писали в газету и жили по соседству – на ул. Посполитакинской, 22. Когда «Утро…» закрылось, встал вопрос, как быть дальше. Маршак, к тому времени заведовавший секцией приютов и колоний областного отдела народного просвещения, предложил: детский театр! Он же смог добыть в Екатеринодаре, где царили голод и разруха, всё необходимое для первой постановки.

«Летающий сундук» по мотивам сказки Андерсена труппа показала в июне 1920-го
в здании театра им. Луначарского (бывший «Зимний», ныне филармония). Маршак обле-
кал в рифму русские народные сказки и сказки Оскара Уайльда, сочинял сам. И хотя денег на декорации и костюмы не хватало, а актёры едва не падали в обморок от голода, премьеры шли одна за одной: «Петрушка», «Волшебная палочка», «Финист-Ясный Сокол»…К 1921 году театр вырос в «Детский городок»: школа, ясли, библиотека, мастерские, кружки… Увы, всё сошло на нет с отъездом Маршака в Петроград.

«Разгром» в гостиничном номере

Ул. Комсомольская, 36. 1985 г.

Ул. Комсомольская, 36. Сюда, в бывший дом купцов Богарсуковых, который в 1920−1924 гг. занимал Кубано-Черноморский обком партии, ходил на службу пока ещё не написавший «Разгром» Александр Фадеев.

1924 год. В недавнем прошлом партийный агитатор по кличке Булыга, участник подавления Кронштадтского восстания и делегат Х съезда РКП(б), а ныне студент второго курса Московской горной академии Александр Фадеев (1901−1956) решает взять «академ». Партия отправляет в регионы закалённые кадры для укрепления своей политики, и по поручению ЦК ВКП(б) он едет в Краснодар, где будет работать сначала инструктором, а затем секретарём Кубано-Черноморского обкома.

В свободное время деятельный Александр Александрович руководил любительским хором и был капитаном футбольной команды мединститута, вечерами в своём номере в советской гостинице № 10 (сейчас здесь общежитие) писал свой первый большой роман − «Разгром». В его дневнике − зарисовки событий,наблюдения, услышанные фразы. Кажется, выбор сделан − и в сентябре 1924-го Фадеев просит перевести его на журналистскую работу.

Росчерком пера секретарь райкома превращается…

Краснодарский пединститут в здании на ул. Седина, 4. 1952 г.

Ул. Седина, 4 (бывшая Котляревская). Прежде чем окончательно прописаться на улице им. Карла Либкнехта (ныне Ставропольская), Краснодарский государственный педагогический институт им. 15-летия ВЛКСМ (сегодня Кубанский госуниверситет) соседствовал по этому адресу с мединститутом, деля с ним помещения бывшего женского епархиального училища.

«Всё должно быть шарман, чёрт подери!», «Ходють тут всякие, ходють», «Внимание, аттракцион невиданной щедрости!» − этими крылатыми фразами мы обязаны выпускнику Краснодарского пединститута, автору повести «Иду к людям» и сценария телефильма «Большая перемена» Георгию Садовникову (1932−2014). Свою первую литературную премию за один из рассказов Георгий Михайлович получил ещё будучи студентом-второкурсником.

После института Садовников год будет работать учителем истории пятых – девятых классов в краснодарской вечерней школе рабочей молодёжи: и этого года хватит, чтобы в его комнатке на Карла Либкнехта, 157 появилась на свет рукопись повести «Иду к людям». У всех её героев, а значит, и у героев «Большой перемены» режиссёра Алексея Коренева были краснодарские прототипы или тёзки.

Среди учеников Садовникова был, например, похожий на Ганжу (в фильме − Александр Збруев) парнишка. Нелли Леднёва (Светлана Крючкова) − это влюблённая в Садовникова бетонщица. Ляпишев (Виктор Проскурин) носит фамилию секретаря райкома, а Петрыкин (Ролан Быков) − директора драмтеатра. Даже фамилия Коровянская (Нина Маслова) позаимствована у подруги его возлюбленной.

Анастасия Куропатченко
Фото предоставлены ресурсом «Съ любовью изъ Екатеринодара – Привет из Краснодара»
www.myekaterinodar.ru

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 2, апрель, 2018 г.).

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 10.04.2019