Путеводитель доктора Радде

Книги живут своей собственной жизнью, иногда исчезая надолго, иногда возвращаясь именно в тот день, когда они особенно нужны.

Юбилейные мероприятия, посвящённые 170-летию со дня рождения выдающегося кубанского историка и общественного деятеля Евгения Дмитриевича Фелицына, пришлись на начало марта. На Всесвятском кладбище в Краснодаре была открыта памятная доска, в историко-археологическом музее, носящем имя своего основателя, – зал-кабинет, где представлены зрителю предметы, связанные с деятельностью этого неутомимого собирателя местных древностей.

В кабинете за стеклом книжного шкафа уютно расположились тома энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, акты Кавказской археографической комиссии и прочие библиографические редкости конца позапрошлого века. Но в этом шкафу нет одной маленькой книжки, на обороте которой сохранилась надпись, сделанная рукой Фелицына: «Посылаю Вам, Василий Андреевич, просимый путеводитель по Кавказскому музеуму. Тоже не думаете ли Вы устроить что-либо подобное у себя? – Е.Ф.»

Книжка эта находится в особом библиотечном фонде, долгое время она считалась утраченной, но по счастливой случайности нашлась буквально накануне празднуемой даты.

Надпись на ней (единственный уцелевший автограф Фелицына, принадлежащий музею) адресована человеку, сменившему его на посту секретаря Кубанского областного статистического комитета, – Василию Андреевичу Щербине, старшему брату другого выдающегося кубанского историка Фёдора Андреевича Щербины.

Василий Андреевич не просто занял место секретаря, но и продолжил дело Фелицына по обустройству и развитию войскового этнографического и естественно-исторического музея, находившегося на тот момент при статкомитете.

Приведём несколько фактов из послужного списка Щербины и Фелицына. С Щербиной попроще. Почти четверть века он трудился в должности учителя русского и церковнославянского языков в Екатеринодарском духовном училище, в свободное время занимался историей и писал статьи для «Кубанских областных ведомостей».

Фелицын же успел побывать как на военной, так и на гражданской службе. Летом 1879 года он стал редактором неофициальной части той самой областной газеты, для которой писал Щербина, а сверх прямых обязанностей, по распоряжению начальника Кубанской области, был также «исполняющим делами Секретаря Екатеринодарского женского благотворительного общества», «Секретаря Кубанского областного Статистического комитета» и даже «делопроизводителем Комитета по истреблению саранчи в Кубанской области».

В 1892 году – переезд в Тифлис и должность председателя Кавказской археографической комиссии.

С новой должностью связана история той самой книжки, хранящейся в нашем музее. Её название – «Краткий путеводитель по Кавказскому музею». Место издания – Тифлис, 1891 год. Автор – директор Кавказского музея и Тифлисской публичной библиотеки Густав Иванович Радде, вместе с которым Фелицын работал в Тифлисе.

На самом деле Густава Ивановича звали Густав Фердинанд Рихард. Родился он в немецком Данциге в 1831 году, систематического образования не получил, но серьёзно занимался ботаникой, зоологией и этнографией.

С 1851 года Радде обосновался в России, где принимал деятельное участие в проведении и организации целого ряда научных экспедиций по Крыму, Сибири и Кавказу. Жизнь его была полна авантюрных приключений. На Амуре он основал казачью станицу, названную в его честь Раддовкой, а в Бурятии умудрился достать череп для коллекции Академии наук, способом, мягко говоря, противоречащим местным законам. Начальник военного госпиталя посоветовал этот череп просто похитить.

«Он приказал одному из фельдшеров, − вспоминал позже Радде, − человеку опытному и бывалому, сделать мне визит. С ним я отправился в мертвецкую… Выбор был достаточный. Неделю спустя я получил прекрасно препарированный череп… Этих служащих-бурят хоронили по военному уставу, как всех вообще солдат. Но начальство разрешило буддийским ламам, до этих официальных военных похорон, совершить над умершими свои религиозные обряды.

С этой целью приходил каждый вечер в мертвецкую буддийский лама, поднимал с умерших саван и затем уже приступал к обряду благословения покойника. Когда жрец снял саван с обезглавленного, то с ужасом отскочил. Но у находчивого фельдшера ответ был уже готов: „Этот, – сказал он, – умер от безголовья; в этом и состояла его болезнь“. Бонзу удовлетворил ответ. Вместе с ним были удовлетворены все: почтенный академик Бэр получил через месяц в Петербурге череп в почтовой посылке…»

Перебравшись в 1863 году на Кавказ, Радде энергично взялся за исследование края. Ему принадлежит множество самых разнообразных открытий – от описания верховий Куры до хомяка предкавказского (или хомяка Радде).

Но самым главным трудом своей жизни он считал создание в 1867 году Кавказского музея, путеводитель по которому и был послан Евгением Дмитриевичем Фелицыным Василию Андреевичу Щербине.

Ю. Л.
Фото Дмитрия Леснова

Материал впервые опубликован в журнале «Городская афиша Краснодар» (№ 2, апрель, 2018 г.).

Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:

Facebook    ВКонтакте    Instagram    Одноклассники

Last modified: 17.04.2019